12 рабби-уль-авваль является особенным днём в жизни каждого мусульманина. Вспоминая этот день, принято говорить о том, что он является самым радостным и счастливым днём в истории, так как в этот день родился последний посланник, печать пророчества, гордость миров Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
Но при этом почему-то придаётся забвению то, что в этот же день – 12 рабби-уль-авваль – посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, умер, тем самым эта дата стала самым тяжёлым и чёрным днём в жизни мусульман. Известие о его смерти стало настолько ошеломляющим, что некоторые сподвижники потеряли дар речи, закрылись в своих домах, другие отказывались в это верить, говоря о том, что это лицемеры распространяют такие слухи, за что они непременно будут наказаны – им не хотелось верить в то, что человек, которого они любили больше самих себя, покинул их, а когда они осознали это, ноги отказывались держать их от великого потрясения...
Жизнь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, от его рождения до самой смерти, переполнена уроками и выводами, которые являются путеводителями в понимании религии для всех мусульман и на все времена. Это касается и самой его смерти, и некоторыми выводами, связанными с ней, хотелось бы поделиться в этой статье.
1. Первый и самый очевидный вывод, который следует из смерти пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, заключается в том, что он был обычным смертным человеком. Этим самым сразу отсекается попытка придать ему божественную или какую-либо иную природу, что могло бы подтолкнуть некоторых людей к поклонению ему, как это сделали христиане в отношении Пророка Исы, мир ему, назвав его сыном Бога или одним из Его проявлений. При этом, хоть Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и является обычным человеком по своей природе, его статус намного выше по сравнению с остальными людьми, так как он является пророком и посланником Аллаха, что подразумевает проявление к нему особой любви, уважения и послушания.
2. Смерть пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, указывает на то, что религия ислам является полноценно завершённой, и он, мир ему и благословение Аллаха, довел её полностью от Всевышнего до людей, а значит, она будет существовать и распространяться и после его ухода.
Это понимали сподвижники. Например, когда во время сражения при Ухуд Иблис начал распространять слух о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погиб, и некоторые сподвижники не знали, что им теперь делать, сподвижник Сабит бин ад-Дахдах, да будет доволен им Аллах, обратился к мусульманам со словами: «О ансары, если Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и убит, то Аллах жив и никогда не умрёт! Сражайтесь же за свою религию, и, поистине, Аллах дарует вам победу и поможет вам!» Другой сподвижник сказал: «Если Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, убит, значит, он донёс до людей своё послание, а теперь вы сражайтесь за свою религию!»
Лучший пример такого понимания показали праведные халифы, которые после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не опустили рук и благополучно прошли все трудности, распространяя религию Аллаха и делая её сильной. Особенно в этом выделился Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который после смерти Пророка, приводя людей к правильному пониманию случившегося, сказал: «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, пусть знает, что Мухаммад умер. А тот из вас, кто поклонялся Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах – Живой, Который не умирает! Всевышний Аллах сказал: “Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных”» (Коран, 3:144).
То, что эта религия завершена и обречена на распространение и успех, понимал и сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он знал об этом, когда, болея той болезнью, от которой умер, незадолго до смерти приоткрыл занавеску своей комнаты и посмотрел на мусульман, стоявших в молитве перед Господом. Как рассказывают сподвижники: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, открыл занавеску в комнате Айши и принялся смотреть на нас стоя. Лицо его было подобно листу с аятами Корана. Он улыбался. Мы чуть не забылись от радости, решив, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выйдет на молитву. Однако он сделал нам знак, чтобы мы завершили молитву, отступил обратно в комнату и отпустил занавеску».
Он смотрел на эти стройные, молящиеся без него ряды мусульман и улыбался. Он радовался, как радуется человек, наслаждающийся плодами своего труда, который после долгих лет стараний и усилий смог соорудить и запустить механизм, который будет работать автономно.
После многих лет лишений, испытаний, потерь самых близких и любимых людей; после многих лет терпения и усердия в том, чтобы поменять не политический строй или экономическую формацию, а само сознание и мировоззрение людей; после того, как он, побитый камнями и изгнанный из Таифа, подходит к Мекке и сопровождавший его Зайд бин Хариса спрашивает: «Как же ты войдёшь туда, когда они изгнали тебя?»; после того как он вместе со своими сподвижниками был вынужден оставить свои дома, своё имущество, свой родной город и переселиться в Медину, находясь в опасности, – спустя все эти годы призыва, терпения и усердия он победителем возвращается в Мекку и совершает прощальный хадж вместе с более чем ста тысячами сподвижников, во время которого Аллах ниспосылает аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и сделал её совершенной, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран, 5:3).
Он с улыбкой и радостью смотрел на молящихся мусульман – результат своего призыва и стараний, понимая, что он выполнил свою миссию, и это дело будет продолжаться и после него.
3. Любовь к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которая должна быть сильнее, чем любовь ко всем остальным людям и даже к самому себе.
Эта любовь к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подразумевает несколько составляющих:
– любовь, связанная с благодарностью к нему, мир ему и благословение Аллаха. Если родители стали причиной обретения нами этого мира, то призыв, жертвы, терпение и старания посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, являются причиной обретения нами успеха в этом и будущем мирах. Это обязывает нас любить его больше собственных родителей и самих себя;
– эта любовь обязывает к следованию его пути и к воплощению в жизнь его Сунны. Любовь к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, должна выражаться не в периодических песнопениях, посвящённых ему, а в том, чтобы делать то, что он велел делать, и оставлять то, что он запретил или оставил сам. Искренне влюблённый любит то, что любит возлюбленный, ненавидит то, что он ненавидит, совершает то, что он повелевает и оставляет то, что он запрещает. И как раз проявлением любви к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будет оставление этих мавлидов, которые не делал ни он, ни его сподвижники, ни те, кто последовал за ними в благом. Некоторые люди объясняют несовершение сподвижниками и табиинами мавлидов тем, что они не нуждались в нём, так как в их памяти были свежи воспоминания о Пророке, мир ему и благословение Аллаха, а современные люди, не знающие его, нуждаются в таких собраниях. Но если бы мы все начали воплощать в жизнь сунну Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в том, как он веровал, поклонялся, одевался, кушал, то, каким он был мужем, отцом, соседом и т. д., и будем учить этому других людей, то в этом и будет нам всем напоминание о посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Кушая правой рукой с произнесением «Бисмиллях», мы будем вспоминать о нём, потому что он научил нас этому. Убирая с дороги помеху, мы будем вспоминать о нём, потому что он научил нас этому, говоря о том, что в этом есть проявление веры. Выступая против несправедливости рукой, языком или хотя бы сердцем, мы будем вспоминать о нём, потому что это он призвал нас к такому поведению. Нет ни одной сферы жизни, которая так или иначе не напомнила бы нам о посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В этом проявляется следование его пути, что и является любовью к нему, мир ему и благословение Аллаха.
Это некоторые выводы, которые можно сделать из смерти посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и с которыми хотелось поделиться с нашими дорогими читателями. Пусть Аллах вселит в наши сердца истинную любовь к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и увеличит её, чтобы наша вера стала полноценной, а дела – правильными и соответствующими его пути. ]§[
- 6 просмотров