Почём сейчас ёлки?

Позади очередной год. За 2012-й произошло многое. Произошла трансформация сознания большого слоя дагестанской молодёжи. Больше, конечно, количественная. Но где-то и качественная.

Власти продолжают бояться ислама как огня. Ислама такого, какой он есть. Они хотят представить религию Аллаха как систему обеспечения мира и порядка, гармонии и благополучия. Ислам на самом деле такой. Но он, к сожалению для власти, не ограничивается красивыми словами. Он представляет собой образ жизни. Полноценный образ, который включает в себя все её сферы.

Власть не готова к выбору молодёжи. Выбору, который сам по себе не противоречит действующему законодательству. Она всеми силами пытается продемонстрировать, что ислама как образа жизни в Дагестане нет. Она боится, что кому-то наверху покажется, что кто-то в Дагестане предпочитает ислам как образ жизни. Она всеми силами пытается этого не допустить. Всеми «законными» и незаконными методами. Чего стоит только борьба с антиновогодними настроениями, не заметить которые может только слепой. Ну или страус в известной позе.

 

Нелепость ситуации…

 

заключается в том, что Новый год как событие гораздо менее значим для раздающих листовки с предостережением от него, чем для полиции, охраняющей ёлки. И тем более тех, кто отдал им соответствующий приказ. Антиновогодние настроения мусульман давно превратились в иронию, на борьбу с которой брошены десятки полицейских патрулей. На защиту института ёлки брошено более десяти миллионов рублей. В республике, которая тонет в проблемах, часть которых можно было бы решить. Но вот беда: ёлки нынче подорожали.

Facebook буквально сотрясался от смеха, когда на сайте МВД вышло следующее:

«По поступающей в МВД по РД информации, в Махачкале появилось несколько молодых людей, которые в навязчивой форме предлагают не отмечать наступающий Новогодний праздник. МВД Дагестана напоминает всем согражданам, Вы сами вольны решать какие праздники отмечать, какие нет, это Ваше Конституционное право. Если от каких-либо лиц начнут появляться требования, либо угрозы в Ваш адрес, просим срочно обращаться по телефонам: 98-48-48, или ‘‘02’’». (Орфография и пунктуация сохранены в оригинале.)

«Конституционное право» хорошо работает в деле защиты Нового года. А вот с защитой прав «граждан», нежелающих отмечать «наступающий праздник», ситуация немного сложнее. Тем более если они решили сообщить мусульманам, что по шариату отмечать Новый год нельзя. Около десяти таких ребят доставили в отделы. Формально – за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов, оскорбления, мат… А за что их доставили на самом деле, читатель может прояснить для себя, послушав популярную в youtube видеозапись под названием «Звонок в МВД по поводу Нового года». Похоже, полицейские думают, что призыв к неотмечанию Нового года – это опасное уголовное преступление. Иначе как объяснить, что начальник районного отдела полиции готов лично выехать, чтобы получить в руки антиновогоднюю листовку? Интересно, что на вопрос звонившего о том, привлекут ли раздававшего антиновогодние листовки к ответственности, дежурный в полицейском пункте ответил: «Если бы это было сегодня, было бы, конечно, гораздо легче… щас будем, как говорится…».

Вот так слова президента республики о необходимости дать отпор призывающим не проводить праздничные мероприятия понимают сотрудники полиции.

 

Некоторые основы

 

В пылу борьбы за конституционную защиту ёлки и Деда Мороза кто-то упорно не хочет видеть некоторые реальные процессы, которые сегодня волнуют дагестанское общество и, в частности, молодёжь. А именно – исламизацию образа жизни.

Попробуем для начала обосновать некоторые вполне очевидные вещи. Ислам – это покорность Всевышнему Аллаху. Только Он заслуживает абсолютной покорности, поскольку именно Аллах создал нас, дал нам жизнь, дал нам то, что мы любим, и тех, кого мы любим. Дал нам то, в чём мы нуждаемся, и создал то, к чему стремимся. Аллах умертвит нас, потом воскресит. Потом соберёт для отчёта. Потом разделит нас на две группы, одна из которых отправится в Ад, а другая – в Рай.

Покорность – это подчинение. Подчинение, которое приводит к довольству Аллаха и Его награде. Вместо Его гнева и наказания в случае неподчинения. Подчинение – это следование Его закону. Его закон – это шариат. Шариат – это правовая система, которая регулирует все сферы человеческой жизни: отношения со Всевышним (намаз, закат, пост, хадж) и отношения между людьми (семья, торговля, политика). Кто соблюдает Его закон, поклоняется Ему и не поклоняется никому другому наряду с Ним, тот отправится в вечный Рай. Кто не поклоняется Аллаху, а поклоняется другим, тот отправится в вечный Ад. Кто поклоняется Аллаху и не поклоняется другим, если его грехи возьмут верх, отправится в Ад, в котором он искупит свои грехи, после чего выйдет из него и отправится в вечный Рай.

Это то, во что верит каждый мусульманин. Может ли человек с такими убеждениями отвернуться от ислама как образа жизни? Аллах говорит в Коране (смысл): «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (сура «Трапеза», аят 44). Аллах также говорит (смысл): «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (сура «Трапеза», аят 45). Аллах также говорит (смысл): «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (сура «Трапеза», аят 47).

Мусульманин – это тот, кто принимает решения в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Немусульманин – это тот, кто не принимает решения в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.

 

Реальность

 

Около месяца назад в ректорате ДГУ состоялся круглый стол на тему «Конкуренция нормативных систем в Дагестане». Было высказано много различных взглядов и мнений, пока один из гостей не обратил внимание участников на то, что данное собрание мало связано с реальностью, поскольку выступающие практически не апеллируют к фактам и статистике. Сразу после его слов собравшиеся выслушали доклад писателя-публициста из Удмуртии Олега Островского на тему «Особенности применения шариата как нормы регулирования деловых и семейных отношений в современном Дагестане».

Доклад был весьма интересным и заметно отличался от предыдущих выступлений тем, что обращался к реальной статистике, которую собрал сам публицист.

Его данные были связаны исключительно с Махачкалой. По наблюдениям докладчика, в столице Дагестана, помимо поселковых мечетей, в которые люди приходят со своими вопросами, действуют четыре относительно крупных института, в которые люди обращаются уже за конкретными решениями:

1. Центральная (Джума) мечеть.

2. мечеть по улице Котрова.

3. мечеть посёлка Старый Кяхулай.

4. ассоциация учёных Ахлю-Сунна в Дагестане.

В Джума-мечети, по данным Олега Островского, в день принимают от 30 до 70 человек, желающих вынесения шариатского решения по их вопросу. Имамы мечетей по улице Котрова принимают от 10 до 15 человек в день. Шейх Мухаммад-Мухтар – имам мечети в Старом Кяхулае – принимает от 10 до 40 человек в день. Ассоциация учёных Ахлю-Сунна в Дагестане принимает от 20 до 40 человек в день.

Все эти институты полностью загружены. Имамы говорят, что не могут принимать больше людей просто физически. В частности, об этом сказал руководитель Ассоциации учёных Ахлю-Сунна Халилурахман Шаматов, который, как правило, принимает людей до поздней ночи. 

Люди не просто приходят за рекомендациями. Они приходят за решением реальных вопросов семейного, торгового (а порой и близких к уголовному) характера. Много вопросов по поводу развода, долговых отношений, делового партнёрства, инвестирования… Примерно до 30% всех вопросов связаны с семейными и торговыми отношениями. Вынесенные решения в подавляющем большинстве случаев претворяются в жизнь без каких-либо соответствующих для этого институтов, как, например, судебные приставы. Люди изначально согласны подчиниться любому решению, которое они получат. Решение вопроса стороны получают сразу же на месте без длительных периодов ожидания и взносов, присутствующих в государственных органах. Плюсам шариатского подхода к решению спорных вопросов в современном дагестанском обществе можно посвятить отдельную статью.

Популярность обращения к шариату как регулятору общественных взаимоотношений растёт быстрыми темпами. В обществе ощущается острая нехватка соответствующих специалистов. Запросы намного превышают имеющиеся возможности.

Можно не замечать эти процессы, изо всех сил спасать Деда Мороза от «исламистов» и тратить 13 миллионов на ёлки, можно ещё долго продержать голову в песке, привлекая к уголовной ответственности раздающих антиновогодние листовки… Но что делать с желанием людей жить по исламу?

Может, самый лучший путь – это оставить их в покое? Может, на самом деле всё не так страшно, как кажется в песке? Может, пора кому-то наконец самому научиться соблюдать закон? Может быть, это и есть путь к миру и гармонии? 

Номер газеты