Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху, заложенной в него Всевышним, является социальная гармония и благополучие.
Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, огромное множество. Аллах говорит в Коране (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «Семейство Имрана», аят 103).
Мусульмане имеют одинаковые интересы, общие идеалы, единые устремления. Более того, их устремления имеют больший успех, а интересы лучше воплощаются в жизнь именно при их сплочённости и единстве.
Целью жизни мусульманина, как известно, является довольство Аллаха, успех в Судный день и вход в Рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли» (сура «Железо», аят 21), «в котором они пребудут вечно» (сура «Юнус», аят 26). Путь в Рай, который Аллах называет в Коране крутой тропой, во многом лежит через взаимопомощь мусульман, и жертвенность и любовь по отношению друг к другу. Любовь ради Аллаха – это условие полноценной веры, с которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) связал вход в Рай: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой салам» (Муслим).
Благодаря этой искренней любви Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) удалось создать сообщество верующих, равного которому не было во всей истории человечества. Его удивительную сплочённость он описал словами: «В отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга» (Аль-Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, то всё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Аль-Бухари, Муслим).
На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: намаз, закят, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закят предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и призывая к взаимной поддержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.
Таким образом, единство исламской уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане независимо от их происхождения и статуса.
Непорицаемые разногласия
Несмотря на всё перечисленное выше, мусульмане сегодня разделились на многочисленные группы и партии. «…Но они [люди] разорвали свою религию на части между собой, и каждая группа радуется тому, что имеет» (сура «Верующие», аят 53). Конечно, не каждая группа мусульман, которая собралась для лучшего исполнения какого-либо дела, является сектой. Аллах говорит в Коране (смысл): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура «Трапеза», аят 2).
Не являются порицаемыми и разногласия в ответвлениях фикха (исламского права), если они основываются на шариатских доказательствах. Коран и Сунна по мудрости Всевышнего Аллаха не предоставляют однозначных правовых установок во всех второстепенных вопросах. В таких вопросах учёные-муджтахиды извлекают нормы из источников шариата, основываясь на тех доказательствах, которые, на их взгляд, являются более сильными. Подобное произошло при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), и он не стал порицать за это своих сподвижников, поскольку разделившиеся стороны опирались на шариатские доказательства при отсутствии возможности однозначной трактовки вопроса (хадис о Бану Курайза).
Сектантство
Группа становится сектой, когда на основе какого-либо идеологического заблуждения она выстраивает методологию поведения и активности, не соответствующую установкам Корана и Сунны, и этим отделяется от общины мусульман. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что исламская умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю.
Шейх Сафар Аль-Хавали в своей книге «Усуль аль-фирак» («Основы сект») выделяет три основные причины сектантства:
1. Отказ от истинных источников шариата – Корана и Сунны – и обращение вместо них к другим источникам, которые источниками шариата не являются. Путь мусульман – это путь Корана и Сунны в их понимании сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и нашими праведными предшественниками (ас-саляфу-с-солих). Аллах говорит в Коране (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание (Коран), дабы ты разъяснил им (неверным) то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Пчела», аят 64).
Многие группы отошли от прямого пути, взяв в качестве источников ислама философию внушения и вдохновения, определённых личностей, их сны, «общения» с покойниками, ангелами и т. п. Так, люди могут слепо следовать определённой личности – даже тем, кто не обладает должными шариатскими знаниями, – основываясь на их словах в определении истины и фанатично порицая всех, кто им в чём-либо противоречит.
Таким образом, они ставят этих людей на один уровень с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Имам Малик сказал по этому поводу: «Слова любого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», – после чего указал на могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
2. Усердное претворение в жизнь части религии и игнорирование другой части. Эта черта присуща, пожалуй, всем группам, отколовшимся от общины мусульман. Ислам – это полноценный образ жизни, который включает в себя все её сферы: духовность и политику, интеллектуальность и чувственность, нормы и этику, снисходительность и строгость. Мы же воочию можем наблюдать, как одни превращают ислам в математику, в которой два плюс два равно халифат, а другие ограничиваются духовностью. «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (сура «Корова», аят 85).
3. Происки врагов ислама. «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток» (сура «Семейство Имрана», аят 149). Основателями многих сект и основоположниками многих еретических убеждений, появившихся в исламской умме, были немусульмане.
- 88 просмотров