Построй мир ислама там... где ты родился

Мы продолжаем интервью с экс-муфтием Республики Северная Осетия Али Евтеевым и сегодня предлагаем читателю его окончание. Начало интервью можно прочитать в трёх (№43, №42, №41) предыдущих номерах.

– Общественная деятельность, должность муфтия (хоть и в прошлом), учёба, масштабные проекты, две семьи – не помеха такой активности?

 

– Очень сложно, конечно, всё совмещать. И не скажу, что у меня это получается. Особенно когда подрастают дети, ты понимаешь, что им сейчас нужно уделять много времени. Заниматься, делать уроки, формировать сознание. На всё нужно время, а график забит. В то же самое время ты понимаешь, что всё это возможно успевать, потому что другие успевают. Нужно научиться правильно пользоваться своим временем. Это целая наука, не привитая нам с детства. Но если мы её не освоим и не приведём в действие, в жизни будет постоянный кавардак. Ты всё планируешь, что вот-вот займусь и налажу, а тем временем дети выросли, а ты уже постарел и умер, не успев сделать многое, так и не став примером и учителем правильной жизнедеятельности для детей. В наше быстрое время день сократился, а дел стало больше. Поэтому советую всем и в первую очередь себе неотлагательно заняться изучением науки рационального распределения своего времени. Научиться правильно расставлять приоритеты, выверенные нашей исламской составляющей. Поклонение, работа, семья, получение всё новых и новых знаний, общественная жизнь – все эти составляющие нашей жизни нужно не только привести в порядок каждую отдельно саму по себе, но и научиться это всё гармонично расставить в своей жизни. И лучший пример этому и учитель – пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Есть также масса литературы и тренингов на эту тему. Всё это важно для каждого. Ведь жизнь одна. И каждый день прошедший не вернётся никогда. Как сказал Хасан аль-Басри: «О сын Адама, поистине ты – всего лишь дни. С каждым прошедшим днём уходит часть тебя…»

 

– Как дети перенесли переезд в Турцию из Саудовской Аравии, в которую они попали из Египта? Они ведь за это время подошли к школьному возрасту. С языками не было трудно?

 

– Ну, они ещё маленькие. Особо не понимают, что мы переезжаем. А двое старших сыновей в меня, наверное. Им нравятся разные страны. Адаптируются они тоже нормально вроде. Старший сын в этом году закончил 5 класс в турецкой школе. Проучившись год, он сам, самостоятельно сдал экзамены и перешёл в шестой класс. Так что очередная адаптация к новому языку прошла успешно. В позапрошлом году ему пришлось проделать такой же путь в арабской школе. Ну а остальные уже начали учёбу в начальных классах. Все в турецких школах.

 

– Сегодня многие молодые мусульмане обосновываются в Турции. Её воспринимают этаким «островом духовного спасения». Насколько это совпадает с действительностью? Стоит ли искать такой остров где-то в чужой стране или лучше пытаться строить его у себя дома?

 

– Основа, конечно же, не должна меняться. Нужно строить мир ислама там, где ты родился. Многие уехавшие из страны были вынуждены это сделать из соображений безопасности или по другим уважительным причинам. Но я очень надеюсь и прошу Аллаха, чтобы они все вернулись и у них всё наладилось. И настоятельно рекомендую, особенно мусульманам из традиционных мусульманских регионов, обустраивать свою родину. Нам нужно научиться жить там, где мы родились, в соответствии с законами нашего Создателя. Сложнее, конечно, русским мусульманам. Принимая ислам, они практически полностью теряют социальную платформу и остаются одни. Им, конечно же, более привлекателен добрый, гостеприимный и улыбчивый исламский мир. И Турция, наверное, наиболее подходящий регион для этого. Да продлит Аллах ей и всем странам мусульман благоденствие и мир.

 

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы распространения на Кавказе арабского языка? Останется ли он языком узкого круга студентов или войдёт в более широкий обиход?

– Я очень надеюсь, что арабский язык станет когда-нибудь международным на Кавказе наряду с русским. Замечу, что я не сторонник утраты русского. Это великий кладезь многих полезных знаний, литературы и поэзии. Но если мы – мусульмане, то нашим вторым родным языком должен быть язык Корана, ислама. Это не случится быстро. Если случится вообще. На всё воля Аллаха. Думаю, всё будет зависеть от степени стремления к исламу и его наукам. И экономической или другого рода близости арабского мира.

 

– Каких именно шариатских знаний, может быть, наук, не хватает студентам на Кавказе, работающим на местах?

 

– Думаю, что основ проповеди. Хорошего, проанализированного учёными знания сиры пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Фикха акаллият (правил существования исламского меньшинства, проживающего на периферии исламского мира), истории исламской цивилизации...

 

– Что вы в заключение пожелаете нашим читателям?

 

– Думаю, моё интервью содержит много пожеланий. Но хотелось бы в завершение передать читателям наставление пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которое он давал, когда его об этом просили: «Бойтесь Аллаха, где бы вы ни были. Если вы согрешили, совершите вслед за этим благое дело. И будьте благонравны в отношениях с людьми». ]§[

Номер газеты