В предыдущей публикации мы говорили о приоритетности индивидуальных обязанностей над коллективными, а также степени тех и других. Во многих законоположениях ислам утверждает приоритет прав людей над правами Всевышнего Аллаха. Индивидуальные обязанности, имеющие отношение ко Всевышнему Аллаху, могут быть прощены, в отличие от обязанностей перед Его рабами.
Приоритет прав людей над правами Аллаха
Как говорят исламские правоведы, права Всевышнего Аллаха основаны на прощении, а права людей – на исполнении. Поэтому, например, если хадж является обязательным и выплата долга также является обязательной, то приоритетной в данном случае будет выплата долга. Мусульманин не имеет права отправляться в хадж, пока им не будут погашены все его долги. Если только человек, давший ему в долг, не разрешит совершение хаджа, отсрочив выплату долга.
Это подтверждается хадисом, повествующим о том, что даже смерть на пути Аллаха не искупает долги. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шахиду прощаются все грехи, кроме долга» (Муслим). Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что он сказал: «Клянусь Аллахом, если бы человек был убит на пути Всевышнего, а затем воскрешён, затем снова убит и воскрешён, затем снова убит, и у него остался непогашенный долг, он не вошёл бы в Рай, пока не погасил бы его» (Ахмад, Ан-Насаи, Аль-Хаким).
Передаётся, что однажды один человек умер в Хайбаре, и об этом сообщили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Совершите джаназа (похоронную молитву) по вашему товарищу». Люди очень удивились этим словам. Впоследствии выяснилось, что этот человек утаил чужое (общественное) имущество, которое не стоило даже двух дирхамов (Малик, Ахмад, Абу Дауд).
То есть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказался совершить заупокойную молитву по этому человеку из-за двух дирхамов. Это стало наилучшим уроком для любого желающего посягнуть на общественное имущество, будь оно большим или малым.
Эти хадисы наглядно говорят нам о величии прав людей, особенно тех, что касаются финансов, вне зависимости от того, частное это имущество или общее. А также о недопустимости брать что-либо из этого имущества без права, сколь бы незначительным оно ни было. Потому что если человек однажды взял малое, у него появится соблазн взять больше. Большой пожар разгорается от маленькой искры.
Приоритет прав общества над индивидуальными правами
Говоря о приоритетах в сфере предписаний Всевышнего, нельзя не упомянуть о приоритете прав общества над правами личности. Человек по своей природе социален и не может жить полноценно, находясь в одиночестве. Человек слаб в одиночестве и силён в коллективе. Поэтому права коллектива важнее прав одной личности.
Например, в случае нападения врага на исламское государство (речь не идёт о современных террористических образованиях, запрещённых в РФ), то его защита становится приоритетней послушания родителей. Защита исламского общества и государства становится всеобщей обязанностью, и родители не имеют права запрещать своему ребёнку её исполнять. Послушание родителям является личной обязанностью человека. Так же и оборона в данном случае является индивидуальной обязанностью каждого. Однако приоритет отдаётся второму, поскольку защита в данном случае является правом общества, и человек защищает всё общество, в том числе и родителей. Если падёт государство, то нормальная жизнь людей будет под угрозой.
Преданность обществу и умме приоритетнее преданности нации и личности
Этот принцип подтверждается положениями Корана и Сунны, повествующими о приоритете преданности коллективу и обществу над преданностью роду и племени. В доисламский период основой общественного строя являлась родовая принадлежность человека, его преданность своему роду в истине и лжи. Ислам же построил общество на преданности Всевышнему Аллаху, Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и исламской общине. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (сура «Трапеза», аяты 55, 56).
Коран и Сунна воспитывают мусульман на том, чтобы они были беспристрастными свидетелями перед Аллахом и чтобы справедливость была превыше всех чувств человека. Всевышний Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Женщины», аят 135).
Аллах также говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Трапеза», аят 8).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) использовал некоторые выражения доисламского периода, но придавал им совершенно иной смысл. Например, он сказал: «Помоги своему брату независимо от того, прав он или нет». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, мы можем помочь ему, если он прав, но как мы поможем ему, если он не прав?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Отстрани его от несправедливости, которую он совершает, и это будет помощью для него» (Аль-Бухари, Муслим). Тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) придал доисламскому выражению новый смысл, заключающийся в побуждении мусульманина помочь своему брату преодолеть совершаемые им грехи.
Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал мусульман от фанатизма относительно родоплеменной принадлежности и сражения друг с другом по её причине. В хадисе говорится: «Не из нас тот, кто призывает к родоплеменной принадлежности, сражается и умирает ради неё». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, что это значит?» Пророк ответил: «Когда ты помогаешь и поддерживаешь свой род, даже если он не прав» (Абу Дауд).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только предостерегал от возвращения к родоплеменной принадлежности, но ещё и призывал мусульман к религиозному братству и единству, а также предостерегал их от разобщённости. В хадисах говорится: «Всевышний Аллах вместе с коллективом» (Ат-Тирмизи); «Единство – это милость, а разобщённость – это наказание» (Ахмад); «Придерживаетесь коллектива и остерегайтесь разобщённости. Поистине, шайтан рядом с одним человеком, а от двоих он дальше. Кто из вас желает Рая, пусть держится с коллективом» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
В мечети мусульманину не допускается стоять одному в ряду во время совершения коллективного намаза. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидев человека, в одиночестве совершающего коллективный намаз позади всех рядов, повелел ему совершить его заново (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Цель данного повеления – укрепить в сознании мусульман стремление ислама к единству и коллективу как внешне, так и внутренне.
Во время поста мусульманин не соблюдает его один и не прерывает его один, а делает это вместе с коллективом.
Заключение
Из всего сказанного выше следует, что мусульманин обязан уделять внимание насущным вопросам, которые касаются общества и уммы. Исламский шариат уделяет большое внимание вопросам жизни общества во всех его сферах. Он воспитывает личность мусульманина таким образом, чтобы он был крепким кирпичиком, формирующим общество, и частью единого организма. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующие друг для друга как строение, одна часть которого укрепляет другую» (Аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе говорится: «Верующие в своей любви и милости друг к другу подобны единому организму: если одна его часть заболевает, то всё тело отзывается бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим). ]§[
- 489 просмотров