В сегодняшней публикации мы хотели бы затронуть несколько разных вопросов, которые касаются месяца поста, наступившего несколько дней назад. Некоторые из этих вопросов очень важные, другие – часто задаваемые.
1. Вопрос: «Дайте общее наставление о том, как проводить месяц Рамадан».
Рамадан – это дни, в которые многократно увеличивается награда за добрые дела; дни, которые дал нам Всевышний Аллах, чтобы мы могли использовать их для приближения к Нему.
Мы должны постараться оставить всё плохое, к чему были склонны. Постараться воспитать себя так, чтобы больше к этому плохому не возвращаться. Рамадан – это отличная возможность изменить свою жизнь и стать лучше.
Нам следует дорожить каждой секундой: не совершать запретного и нежелательного, стараться улучшить своё обязательное поклонение и исполнение обязательств в общем, а также усердствовать в желательном. Не смотреть туда, куда нельзя смотреть; не слушать то, что нельзя слушать; не раздражаться, не гневаться; быть мягкими и кроткими, больше читать Коран, больше посещать мечеть, пытаться превратить в благие дела весь день, вкладывая хорошее, правильное намерение во всё, что мы делаем.
Также важно понять одну простую вещь, которая нам во всём этом поможет: то, что человек обязан делать, приоритетнее других дел, даже если они являются поклонением. Например, женщине нужно присмотреть за ребёнком, и никто за неё этого не сделает. В таком случае при правильном намерении она может получить больше награды, чем если бы провела это время в поклонении. Например, мужчине необходимо починить в доме кран, встретить гостя или сделать какую-то работу. При правильном намерении он может получить больше награды, чем если бы провёл это время в поклонении.
Это касается всех наших обязанностей и обязательств. Для того чтобы превратить их в дела, которыми доволен Аллах, нам порой не хватает лишь соответствующего намерения.
На самом деле подобные намерения делают нас лучше. Они делают бдительными и отзывчивыми наши сердца. В таком положении мы всегда готовы к добрым делам, получаем при этом от них удовольствие и хотим сделать их как можно больше.
При этом нельзя забывать, что Рамадан – это время особенного поклонения Всевышнему Аллаху. Это время Корана, время дополнительных ночных молитв, время поста.
Шейх Абдуррахман ас-Саади говорил: «Если ты обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы застать месяц Рамадан, то не забудь попросить Его и о том, чтобы Он сделал этот месяц благословенным для тебя. Ведь главное не дожить до Рамадана, главное – как ты его проведёшь».
В этот месяц, как говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Пусть Всевышний Аллах простит нам наши грехи, увеличит награду за наши добрые дела, поможет провести этот месяц наилучшим образом и сделает нас лучше.
2. Вопрос: «Нужно ли совершать витр1 за имамом после таравиха2, если собираешься совершать тахаджуд3 в конце ночи?»
Вопрос о тахаджуде после таравиха и витра – один из наиболее часто задаваемых в месяц Рамадан.
Как следует правильно поступить человеку, который, совершая таравих в мечети за имамом, собирается совершать дополнительный ночной намаз дома в конце ночи? Например, тахаджуд.
Во-первых, является желательным совершать намаз вместе с имамом до конца. В хадисе говорится: «Кто выстоит намаз вместе с имамом, пока он не закончит, тому запишется награда за выстаивание ночи» (Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным). С другой стороны, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Пусть вашим последним ночным намазом будет витр» (Аль-Бухари и Муслим). Как совместить эти два хадиса, если имам совершает витр в мечети после таравиха, а молящийся за ним собирается совершать дополнительный ночной намаз в конце ночи?
В таком случае, когда имам будет совершать намаз витр в один ракат, молящемуся за ним следует добавить ещё один, встав, после того как имам закончит намаз. Таким образом, человек останется до конца с имамом и при этом сможет отложить витр на конец ночи, совместив указания хадисов, приведённых выше.
Если же он всё-таки совершит намаз витр за имамом или в одиночку, после чего пожелает совершить дополнительную ночную молитву, то ему не следует совершать витр во второй раз. Пусть просто совершает намазы по два раката сколько пожелает. В хадисе говорится: «Витр не совершается дважды за одну ночь» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ахмад; хадис достоверный).
См.: «Хидаяту р-рагиб», Усман ан-Неджди (том 2, стр. 129, 130); «Ар-Равду ль-мурби’», Мансур аль-Бухути (том 1, стр. 315, 316).
3. Вопрос: «Когда человек должен начать воздерживаться от еды и питья? В начале азана на утренний намаз или в его конце?»
Если муэдзин, который даёт азан, в точности придерживается его времени и заботится об этом, так, что это позволяет полагать, что азан даётся правильно и свое-временно, то не разрешается пить и есть сразу с началом слов муэдзина «Аллаху Акбар». Доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от чёрной» (сура «Корова», аят 187). Таким образом, если азан указывает на эту границу, соответствуя своему времени согласно шариату, то с его началом еда и питьё становятся запретными.
Если же мусульманин (обосновано) полагает, что азан даётся раньше времени, то ему разрешается есть и пить во время азана. Время же его наступления узнаётся посредством видения человеком истинной зари или посредством сообщения об этом знающим человеком, которому можно доверять относительно его слов и компетентности.
Из противоречий, которые исходят от некоторых людей, является то, что они продолжают есть и пить во время того, как сами дают азан, что указывает на их убеждённость о наступлении его времени. Также можно видеть, что некоторые люди продолжают есть и пить во время азана или после него, а потом сразу же совершают два раката намаза, совершаемые перед обязательным утренним намазом. Это является противоречием, поскольку время желательного намаза в два раката, совершаемого перед обязательным утренним, наступает с наступлением времени поста. Человек ест и пьёт, в то время как это можно делать только до наступления времени поста, и в это же время он совершает два раката желательного намаза, совершаемого перед обязательным утренним, в то время как он совершается только после наступления этого времени. Это противоречие, которое не должно иметь места.
Будет правильным, если человек, убеждённый в наступлении соответствующего времени, отстранится от еды и питья и станет совершать желательный намаз, совершаемый перед обязательным утренним; или, если он убеждён в том, что время не наступило, то пусть ест и пьёт, но не совершает желательный намаз, совершаемый перед обязательным утренним. (Текст данного ответа переведён мной из сборника фатв шейха Абдурразака Афифи. Относительно наших реалий следует отметить, что необходимо придерживаться распространённого в нашей местности расписания и ориентироваться на азан, кроме как если человек имеет веские причины для обратного. Аллах знает обо всём лучше. – прим. Абдулмумин Гаджиев.)
4. Вопрос: «Чем постящемуся предпочтительнее открывать пост?»
Предпочтительнее открывать пост свежими финиками. Если постящийся не найдёт их, то сухими финиками. Если же постящийся не найдёт и их, то водой. Доказательством этого является хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывал пост свежими финиками; если же он не находил их, то открывал его сухими финиками; если не находил и их, то он (открывал пост) несколькими глотками воды».
Если человек не найдёт и воды, то пост можно отрыть любой дозволенной пищей. Если же у человека не будет совсем ничего, то ему следует сделать намерение на разговение.
Однако есть ли вознаграждение за следование этой предпочтительности?
Кто сделает это (то есть откроет пост тем, чем открывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)), следуя в этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот получит награду за это следование, даже несмотря на то что в основе это относится к дозволенным вещам. Поскольку совершение в основе дозволенных действий с намерением (на следование посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) вознаграждается Аллахом.
Поэтому учёные говорят: «Бытовые действия при соответствующем намерении превращаются в поклонение» (Текст данного ответа переведён мной из сборника фатв шейха Абдуллаха ибн Абдуррахмана аль-Джибрина. – прим. Абдулмумин Гаджиев.) ]§[
__________________________________
1 Витр – последний дополнительный ночной намаз, совершаемый до наступления времени обязательного утреннего намаза, состоящий из нечётного количества ракатов.
2 Таравих – дополнительный ночной намаз, как правило, исполняемый коллективно в мечети, который совершается только в месяц Рамадан.
3 Тахаджуд – дополнительный ночной намаз, который совершается после сна до наступления времени обязательного утреннего намаза.
- 1 просмотр