На этой неделе в Махачкале прошёл ряд мероприятий, посвящённых «памяти шейха Саида Афанди аль-Чиркави и шейха Зайнуллы ишана Расулева». Главным действующим лицом программы можно назвать муфтия духовного собрания мусульман России (да, есть и такой муфтият) Альбира Крганова. В среду обсуждения на круглых столах шли одновременно в восьми секциях. В качестве объединяющей темы всей программы можно выделить «важность традиционных духовных учений российских мусульман», которые по большому счёту были сведены к суфизму и тарикату.
Как это бывает в большинстве случаев на подобных мероприятиях, основную часть времени заняли общие разговоры о «традиционных ценностях…», у которых, по мнению организаторов, нет альтернативы для профилактики терроризма и экстремизма. Однако в атмосфере восхваления всего традиционного прозвучали и некоторые довольно интересные мысли и тезисы. Один из них был тонким намёком для всех присутствующих, поняли который далеко не все. Обо всём по порядку… Точнее, обо всех.
Бердиев
Исмаил Алиевич Бердиев – муфтий Карачаево-Черкесии, обладатель множества регалий и статусов, явно неоднократный участник огромного количества круглых столов. Выступал он везде, где присутствовал. То ли в шутку, то ли всерьёз модераторы то и дело называли его выступления «как всегда очень яркими».
Многие свои мысли Исмаил Алиевич начинал словами «вот мы ещё в Советском Союзе…». Заканчивались же они, как правило, «плохими американцами» «со своими правами человека». «Они никогда не успокоятся», – возглашал Бердиев, обозначая, что главная причина распространения экстремизма на Кавказе – это «права человека». «Американцы проиграли, когда к власти пришёл Владимир Владимирович Путин», – продолжал муфтий, вольно или невольно противопоставляя Путина правам человека. Более того, он почти точь-в-точь повторил известные слова патриарха Кирилла, «сказанные им в лицо президенту», «как человеком, призванным всегда говорить только правду»: «Скоро у нас президентские выборы... Нет-нет, я, конечно, никого никуда не агитирую, потому что у нас религия отделена от государства, но, как муфтий, чисто по шариату я всегда должен говорить правду. Этот человек…»
В конце последнего мероприятия Бердиев не во время своего выступления пожаловался муфтию Дагестана на муфтиятские стены: «Ахмад-афанди, был в духовном управлении новом – очень прекрасно. Очень понравилось, спасибо. Только вот эти стеклянные стены, это к чему копировать американских полицейских? Это чтобы взятки не брали или что? Для чего? Прозрачной сделали всю работу духовного управления…» В ответ Ахмад Абдуллаев отшутился: «Сегодня люди говорят, что нужно быть прозрачными», – чем вызвал смех и аплодисменты.
В итоге прозрачность вместе с правами человека опять осталась американцам.
Наши
Выступавшие с докладами дагестанцы представляли муфтият. Были доклады о работе муфтията по борьбе с экстремизмом и его профилактике, об опасности ваххабизма, о его распространении на территории Дагестана. Интересный доклад о репрессиях советскими властями тарикатских шейхов зачитал глава пресс-службы муфтията Магомедрасул Омаров. В своём выступлении Омаров прямо называл советскую власть врагом ислама, в то время как татарские гости были более осторожными в высказываниях и, скорее, лишь сухо говорили о тех событиях со стороны.
Один из ведущих отметил, что если в советские времена дискурс между мусульманами различных направлений был научным и интеллектуальным, то в последнее время те, у кого не хватило аргументов, взяли в руки оружие. Так, терроризм на Кавказе оказался следствием нехватки аргументов в теологическом диспуте.
Первым салафитом-ваххабитом в Дагестане был назван Али Каяев. Докладчик с темой о распространении ваххабизма в Дагестане подробно рассказал о том, как Каяев перенял соответствующие идеи у некоторых учёных того времени, которые, в свою очередь, взяли их у Ибн Таймийи. Затем последовали известные штампы о том, как последний отрицал четыре мазхаба и т. п.
Татарские гости и в этой теме были более осторожными. Слова «ваххабизм» и «салафизм» в негативном ключе ими практически не использовались. Возможно, они помнили о недавнем визите в Москву короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдулазиза. Также во многих словах прослеживалась лёгкая нотка о том, что татары являются наставниками дагестанцев в суфизме, поскольку Сайфулла Башларов получил наставничество по тарикату от Зай-нуллы Расулева, что, по мнению ведущих, является очень важным моментом нашей общей истории.
Интересно, что на последнем мероприятии ведущим был незаметный в последнее время экс-имам Джума-мечети Мухаммад-Расул Саадуев.
Также интересно, что во время трансляций круглых столов с секций на страницах муфтията и сайта islamdag.ru в «Инстаграме» многих блокировали, а сами трансляции были удалены сразу по окончании. Жалоб о блокировке было немало. Статистический анализ выявил, что заблокированные пользователи, вероятно, были определены как ваххабиты. Довольно непонятный ход.
Мэр Троицка
Александр Виноградов рассказал об истории ислама на своих территориях и в частности о деятельности шейха Зайнуллы Расулева. Слово мэру предоставляли несколько раз. Больше всего из его выступлений запомнился призыв к сбору средств «для медресе имени шейха Зайнуллы Расулева в Троицком монастыре», а также сувенирные подарки, первый из которых он вручил муфтию Дагестана.
Рассказывая о могиле Зайнуллы Расулева, он назвал её «местом всеобщего поклонения мусульман, к которому они приходят попросить исполнения своих нужд и желаний».
Крганов
Сразу после выступления мэра Альбир Рифкатович поправил его, сказав, что «мусульмане не поклоняются никому, кроме Аллаха, и не обращаются с просьбами ни к кому, кроме Аллаха». «Это очень важный момент, который надо понимать», – заключил муфтий.
После другого выступления, в ходе которого докладчик разразился нападками на ваххабитов, Крганов тоже не стал молчать. Он рассказал, как начал понимать «наших несогласных с нами братьев, которые любят нас обвинять», после того как побывал в Индии и ближе познакомился с местной культурой, построенной на многобожии. Затем муфтий раскритиковал поведение некоторых людей на могилах, которые, вместо того чтобы делать дуа за усопших, занимаются различными запрещёнными шариатом делами.
Альбир Рифкатович упоминал на конференциях Владимира Путина немногим реже Исмаила Алиевича. Он отмечал огромную важность дуа Саида Афанди лично за Владимира Путина на своём последнем мавлиде.
Альбир Крганов стал в последнее время заметно активнее и даже возглавил один из многочисленных российских муфтиятов, которые в последние годы росли как грибы после дождя. Многими он сегодня рассматривается как одна из фигур, оппозиционных председателю совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, который, как ни странно, считается в верхах слишком консервативным.
На этом фоне вперёд стали выдвигаться новые люди с новыми идеями. Именно их имел в виду Крганов, сказав, между прочим: «С салафитами, ваххабитами и экстремистами давно всё ясно, у нас тут появился новый вызов…» Вызов этот муфтий увидел в религиозных деятелях, призывающих реформировать ислам, подстроив его под современные реалии. Дело, по словам Крганова, доходит до того, что некоторыми уже прямо озвучивается необязательность пятикратного намаза. К слову, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин уже успел сделать заявление о том, что человек, отрицающий обязательность пятикратного намаза, не является мусульманином.
На просторах социальных сетей о похожих идеях всё чаще говорит один из заместителей Равиля Гайнутдина – Дамир Мухетдинов, а также его соратник Рустам Батров. Они открыто проповедуют пересмотр Сунны как источника шариата и ограничение Кораном.
Недавно Равиль Гайнутдин своим указом лишил духовного сана и отстранил от должностей имама-мухтасиба Московской области, имама-хатыба Местной религиозной организации мусульман Сергиево-Посадского района Арслана Садриева. «За покушение на истинные ценности ислама и искажение их, за своевольное неграмотное толкование фикха (мусульманского права), за искажение учения религиозно-правовых школ-мазхабов, созданных великими имамами на основе Корана и Сунны, за попытку создания раскола между мусульманами, за распространение очевидной ереси», – говорится в официальном документе.
Следует отметить, что непризнание Сунны, как источника ислама, и «ограничение Кораном» выводит человека из ислама по единогласному мнению исламских правоведов.
Заключительные мысли
1. Властям следует держать одинаковую дистанцию с религиозными направлениями, заботясь об одном из главных своих предназначений: соблюдении закона и законности.
2. Терроризм и экстремизм продолжают оставаться главными темами мусульманской повестки, привлекая значительные финансовые вливания из государственного бюджета.
3. В среде так называемой мусульманской элиты идёт серьёзная околополитическая борьба за внимание властей; всё большую роль начинают играть различия в идеологии.
4. «Американцы никогда не сдадутся» (Бердиев). ]§[
- 122 просмотра