Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).
Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.
Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми жили всю жизнь. Или, проще говоря, связано с отсутствием общей исламской культуры.
К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.
Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающейся семейных отношений, является тайный (скрытый) брак. В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.
Положение тайного брака в шариате
Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.
Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.
Реальность
Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.
Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.
Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, потому что супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества из-за страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют…
…неприятные последствия:
1. В первую очередь скрытый брак противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).
2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.
3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.
4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.
5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.
Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный брак, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться, поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.
Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин. ]§[
№3, 25.01.2013 г.
- 537 просмотров