(Начало в прошлом номере)
В прошлом номере «ЧК» публиковал первую часть интервью с имамом и джамаатом одной из двух шамхальских Джума-мечетей. В ней рассказывалось об истории становления джамаатов мусульман посёлка и их взаимоотношений. После того как в течение 7–8-летнего опыта разные группы мусульман, имеющие различные взгляды на те или иные религиозные вопросы, пришли к относительной стабильности в отношениях, в посёлке неожиданно возникла определённая напряжённость, которую, по словам людей, принесли с собой правоохранительные органы. У некоторых активных прихожан мечети при обысках были найдены наркотики. А две недели назад по неясным причинам правоохранителями был сорван пятничный намаз. Мы продолжаем разговор с джамаатом мечети и сегодня остановимся на изменениях, которые произошли в среде шамхальских мусульман за последние месяцы. Следует отметить, что последний пятничный намаз прошёл без инцидентов.
– Что именно произошло в последнее время?
– Некоторым молодым людям, абсолютно не причастным к каким-либо подпольным движениям, подкинули наркотики и оружие, задержали их. Сами полицейские смеялись над ситуацией: человек, позиционирующий себя как мусульманин, едет за границу, и у него в аэропорту находят наркотики. Вот сейчас окружили мечеть на пятничном намазе. Когда мы во избежание провокаций решили покинуть мечеть, они устроили за нами погоню, как за преступниками.
– По вашим словам, проблемы начались тогда, когда их меньше всего следовало ожидать. Что конкретно изменилось с приходом нового имама?
– Во-первых, какая-то часть людей ушла. Но пришло ещё больше...
– Кто ушёл и кто пришёл?
– Как уже было сказано (в первой части интервью – «ЧК»), за последний год идеи такфира (обвинение в неверии – «ЧК») стали преобладающими из-за отъезда за границу некоторых обладателей знания из числа молодёжи. Некоторые были просто обмануты, некоторые – следовали за своими страстями. Новый имам сразу начал объяснять, что эти мысли не являются правильными. Те, кто ошибался, поняли и осознали свои ошибки. Другая категория осталась на своём. Они повесили ярлык на имама и ушли. В частных разговорах о положениях шариата в этих вопросах они свои позиции отстоять не могут. Понахватались терминов: «мурджиизм», «мадхализм», «ихванизм», которые не могут толком даже объяснить. Мы объясняем: у нас такая программа, мы взяли её оттуда-то. Что ты имеешь против? Вроде ничего не имеет. Но потом остаётся на своём. Это те, кто ушёл.
Опросили прихожан мечети относительно смены политики и тем. Люди довольны, потому что видят, что реально получают знания и пользу.
– К чему конкретно призывает имам?
– Он пытается решить накопившиеся проблемы. Люди за некоторое время привыкли слышать только негатив: о том, что надо разделять, враждовать, «такфирить»… Простой пример: допустим, на проповеди озвучивается тема «аль-валя ва ль-бара» (принцип дружбы и непричастности, выражающийся в любви к верующим, благим поступкам и их носителям и непричастности к скверным убеждениям и деяниям и их носителям – «ЧК»), а в реальности говорится только об «аль-бара» («то есть только об отношении к отрицательному» – «ЧК»). То есть нет любви, дружбы, братства; нет заботы о построении отношений между мусульманами. Это о чём говорит? О подходе, близком к сектантскому.
Целый год были эти темы. Приходит новый имам и начинает говорить: «Нельзя спешить в обвинениях»; «Надо понимать тексты Корана и Сунны в их контексте, так, как их понимали наши предшественники, на научных основах»; «Надо оставить страсти, нельзя говорить о религии без знания»… И в общем, что не надо просто обвинять людей. Если они ошибаются, надо их исправить, а не констатировать ошибки и отдаляться от общества. Надо быть мягким в объяснении, чтобы до человека дошло. Даже в обращении к неверующим людям Аллах повелевает: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом».
Всё, о чём говорилось раньше, касалось только суфизма. И даже большинства вопросов, на которые делался упор, нет в дагестанском суфизме, как, например, принесение жертвы не Аллаху. Сейчас же имам сосредоточился на проблемах самого джамаата.
Услышав, что у нас поднимаются подобные темы, с каждым пятничным намазом к нам стало приходить всё больше людей.
– Есть ли реакция на это со стороны прихожан другой мечети?
– Из того, что знаю лично я, некоторые суфии обрадовались. Более того, некоторые стали приходить к нам и слушать определённые уроки. То есть размышляющие люди, которые устали от постоянных склок.
– Какие у прихожан взаимоотношения с шамхальским обществом, с людьми, далёкими от религии?
– Людей, не относящихся к нашей мечети, можно поделить на три категории: «крайние» суфии, простые суфии и люди, далёкие от этих вопросов. С первыми всё сложно. Они не могут избавиться от того воспитания, которое получили на протяжении многих лет. Некрайние, конечно, тоже попали под определённое влияние, поскольку они слышат, о чём постоянно говорится в мечети. Но они не углубляются в эти вопросы и смотрят на тебя как на личность и на твоё отношение.
Простые люди, которые далеки от всего этого, если пересекаются с нами, то относятся, в общем, хорошо. К примеру, рядом с нашей мечетью живёт немало людей, причём большинство из них – немусульмане, русские. Они долгое время обращались к администрации посёлка, чтобы им провели канализацию. На их обращения почему-то не реагировали. Мы, когда занимались проблемами мечети, своими силами и ресурсами решили этот вопрос. Они были благодарны и даже собирали деньги, чтобы вложить их в эту работу.
В любом случае общая пропаганда в той или иной степени влияет на всех. И люди обычно меняют своё мнение о прихожанах «мечети за железкой» только при личном общении или взаимодействии.
– На каких принципах новое руководство мечети собирается строить отношения с теми, кого вы называете суфиями?
– У нас уже было несколько частных встреч, на которых обсуждались некоторые научные вопросы. У меня был разговор с одним из молодых людей. Чтобы не получилось, что я его «гружу», предложил ему привести знающего человека, которому он доверяет в этих вопросах, и поговорить непосредственно с ним. Встреча состоялась и прошла, как мы и хотели. Поговорили о некоторых вопросах, в которых имеется разногласие, не в формате спора, а с целью поделиться информацией, которой владеет каждый из нас. Изначально мы договорились, что будем встречаться чаще, но пока, к сожалению, больше не говорили.
После этого была встреча с имамом их мечети. Мы пришли к единству в том, что все мы относим себя к традиционному для Дагестана мазхабу (правовой школе – «ЧК») имама Аш-Шафии. У нас даже мечеть называется в честь этого имама. Поэтому для решения правовых вопросов у нас есть общая платформа, которую надо развивать и лучше изучать. Что касается вопросов идеологических, которые являются более важными, тут, я надеюсь, всё впереди.
– То есть у вас получилось спокойно встретиться и обсудить научные вопросы?
– Да, и это, безусловно, прорыв.
– Для вас есть какая-нибудь проблема в том, чтобы пойти на намаз в их мечеть? Вопрос в первую очередь имаму.
– Я уже давно не болею этими вещами. С тех пор, как взялся за знания. Я всегда ходил в разные мечети. Для меня этот вопрос никогда не был принципиальным, если, конечно, в этих мечетях не было каких-то очень серьёзных нарушений шариата.
Как-то, ещё до того как я стал имамом, меня позвали сдать какой-то анализ на ДНК. Такая неприятная процедура: стоишь там как преступник... Потом меня спрашивают: «За “железку” ходишь?» Вот чем занимается целый отдел. Что удивляться, когда в стране с таким количеством проблем на повестке дня стоит вопрос о женских тряпках. Отвечаю: «Иногда хожу за “железку”, иногда не хожу». «Нет, – говорит, – нужен точный ответ». Отвечаю, что хожу. Тогда он записывает: «За “железку” ходит» (смеётся).
– Призываете ли вы людей непосредственно к объединению?
– Объясню почему. Лозунги и призывы ни к чему не приведут, если люди не изменятся. Если один строит свои убеждения на одних основах, а другой – на других, объединить их в одно целое невозможно. Даже если что-то и получится, рано или поздно это всё равно приведёт к расколу. Как говорится в Коране: «Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет». Людей надо менять, лечить, исправлять. Если это получится сделать, то они сами объединятся.
Мы делаем упор на отношения. Все мы являемся жителями этой территории, от этого никуда не деться. Поэтому надо выработать такой формат отношений, который оптимальным образом будет приводить к исправлению убеждений, за которым обязательно будет следовать единство. Не драться, не обзываться, а разговаривать!
И неправильно делать акцент на отдельных людях. Вокруг нас целое общество, с которым надо работать, вместо этих постоянных склок.
– Все присутствующие разделяют мнение имама?
– (Смеются.) Что касается вопроса о том, чтобы ходить в другую мечеть… Нашего нового имама там плохо знают, поэтому ему в этом отношении легче (смеётся). Ещё лет восемь назад составляли список «вахабистов», которые подлежат расстрелу. Среди них был и я. Если я зайду в их мечеть, то обязательно встречу хмурые взгляды, игнорирование приветствия. Поэтому мой приход может стать причиной фитны (смуты – «ЧК»).
А так, моя позиция в этом вопросе ясная: я сам побуждаю людей посещать их мечеть, быть в обществе. Мы – одно общество, один посёлок. Если начнутся проблемы, то они заденут всех.
– Есть ли у вас какие-то планы по взаимодействию со всем шамхальским обществом, в целом, не только с его религиозной частью?
– Да, у нас есть такие планы. Есть идея пойти к главе администрации и предложить свою помощь в решении социальных проблем. Где-то с водой проблемы, где-то – с мусором, где-то – с канализацией. Более сложный вопрос – денежный, связанный с помощью нуждающимся. Потому что в нашем джамаате почти нет богатых людей.
Мы не являемся теми, кто хочет принести своему обществу проблемы. Напротив, стремимся их решить.
– Давайте в завершение вернёмся к теме, которая послужила поводом для этого разговора. Среди задержанных после пятничного намаза основные претензии предъявлялись людям, которые не являются жителями Шамхала. Почему? Сколько человек было задержано в общем?
– Задержано было около пятидесяти человек. Почему люди приезжают? Потому что им нравятся темы, которые поднимает наш имам. Почему именно они интересуют полицейских? Думаю, тут две причины. Во-первых, они ставят на учёт новые лица. Во-вторых, скорее всего, они просто не понимают, для чего человек приезжает на намаз из одного населённого пункта в другой. Видимо, представители правоохранительных органов видят в этом что-то подозрительное. Хотя причина очень проста: для мусульманина важно, кого слушать и какой заряд получать на неделю.
Сейчас мы работаем над проектом сайта нашей мечети (shamhal.ru). Будем выкладывать проповеди и статьи. И любой желающий сможет ознакомиться с деятельностью «мечети за железкой». Или, если называть правильно, мечети имени имама Аш-Шафии (да помилует его Аллах). И не надо удивляться и бояться, если численность прихожан мечети после этого ещё возрастёт.
- 22 просмотра