Мы продолжаем рубрику полосы Monotheos, в которой отвечаем на вопросы читателей.
В ответах на вопросы, связанных с ритуальным поклонением, мы в основном опираемся на распространённый в Дагестане шафиитский мазхаб; связанных с торговыми отношениями – на фатвы признанных современных учёных-правоведов. Из присланных вопросов отбираются наиболее актуальные. Рубрика ведётся периодически, в зависимости от количества присылаемых вопросов.
Вопрос: Посоветуйте книги для обычного мусульманина/мусульманки, прочитав которые, он/она получит необходимые базовые знания о своей религии.
Ответ:
1. «Общее представление об исламе», Али ат-Тантави.
2. «Основы веры», Мухаммад аль-Усаймин.
3. «Жизнеописание пророка», Аль-Мубаракфури.
4. Серия книг шейха Умара Сулеймана аль-Ашкара.
5. «Сады Праведных», имам Ан-Навави.
6. «Личность мусульманина/мусульманки», Аль-Хашими.
7. «Семейное счастье», Насыр аль-Умар.
8. «Толкование священного Корана», Абдуррахман Ас-Саади.
Вопрос: Выводит ли человека из ислама оставление им намаза?
Ответ: Человек, который не выполняет ничего из предписаний ислама, не является мусульманином.
Если человек не относится к описанной выше категории, но не совершает обязательный намаз, то:
1) если он не считает его обязательным, то он не является мусульманином, поскольку отрицает предельно очевидную норму ислама;
2) если он считает его обязательным, но не совершает его, то относительно такого человека у учёных есть разногласия. Одни сказали, что он выходит из ислама, другие – что остаётся мусульманином. При этом посчитавшие его мусульманином вместе с этим утверждают, что, не совершая намаз, он совершает самый большой грех после неверия и многобожия.
Первая группа опирается на множество шариатских доказательств, в том числе на хадис: «Воистину, между человеком и неверием с многобожием (находится) оставление намаза» (Муслим).
Вторая группа опирается на хадис: «Аллах предписал Своим рабам пять намазов. Того, кто придёт (к Нему) с ними, не сделав в них упущений и не принижая их важность, Аллах обязуется ввести в Рай. По отношению же к тому, кто не придёт с ними, у Аллаха нет никакого обещания: если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает – введёт его в Рай» (Абу Дауд).
Этот хадис, по их мнению, указывает на то, что оставивший молитву не становится непосредственно из-за этого немусульманином, потому что в таком случае он не мог бы подпадать под слова: «…а если пожелает – введёт его в Рай», поскольку вышедший из ислама человек однозначно не войдёт в Рай.
Всё это не означает, что простые люди могут заниматься выведением окружающих из ислама на основании несовершения или пропуска ими намазов. Делать это нельзя, поскольку на практике такфир (выведение из ислама), в частности за оставление намаза, имеет множество тонкостей и нюансов, которые расписаны в книгах по исламскому праву. Особенно это касается сегодняшнего времени, когда мусульмане не живут в полноценном исламском обществе и государстве. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: Как вы считаете, актуально ли именно в плане заработка в будущем изучать исламские финансы? То есть чтобы на этом зарабатывать. Обычное экономическое образование имеется.
Ответ: Именно в плане заработка – не думаю, что в России это на данный момент актуально. Вы, вероятно, говорите о базовых знаниях, необходимых каждому работнику исламских финансовых учреждений. К сожалению, сильно сомневаюсь, что в обозримом будущем в России такие учреждения будут давать рабочие места. Об этом говорится больше десяти лет, однако серьёзных сдвигов пока, к сожалению, нет.
Но если стать серьёзным специалистом по исламским финансам, думаю, на этом можно зарабатывать уже сейчас. Например, открыв компанию по шариатскому аудиту. Но для этого нужно полноценное шариатское образование, а также некоторые другие качества. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: Читая книгу, наткнулась на такие слова: «На груди последователей пророка Магомета часто вытатуированы слова из Корана. Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель этой книги сделал на своей груди татуировку с этими словами: “Тот, кто не умеет бороться с беспокойством, умирает молодым’’». Можно узнать, правда ли это?
Ответ: Это ересь. Татуировки исламом запрещены. Более того, сомневаюсь, что Дейл Карнеги, являющийся автором этой книги, встречал хотя бы одного мусульманина, вытатуировавшего на груди аяты Корана.
Вопрос: Как отличить зависть к другим людям от обиды на себя самого? Дело касается стипендии. Когда приходит срок её выдачи и многие одногруппники говорят о её начислении, у меня появляется какое-то чувство. Не могу понять: это зависть или обида на себя самого из-за того, что не учился, хотя мог. Является ли это чувство запрещённым?
Ответ: Порицаемая шариатом зависть – это чувство, при котором человек желает, чтобы объект зависти лишился того, чему завидует завидующий.
Если вы желаете, чтобы ваш одногруппник лишился стипендии и был таким же, как вы, не получающим стипендию, то это порицается шариатом. Если же вы лишь хотите тоже получать стипендию, жалеете, что не учились должным образом, то это не относится к порицаемой зависти. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: Во многих шариатских положениях среди исламских учёных наличествуют разногласия. Как мусульманину следует выбирать мнение, которому он будет следовать?
Ответ: Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Спрашивайте у обладателей знания, если сами не знаете» (сура «Пророки», аят 7).
Люди в этом отношении делятся на три категории:
1. Учёные, достигшие степени иджтихада (права на самостоятельный правовой анализ Корана и Сунны), – это те, кто может самостоятельно анализировать шариатские тексты и извлекать из них правовые нормы. Люди, относящиеся к данной категории, не должны следовать за кем-то другим. Они должны следовать указаниям шариатских доводов. Шейх Абдулькарим аль-Худейр говорит: «Если человек способен на иджтихад, имея соответствующий уровень, то ему не дозволен таклид (следование за другими)».
2. Студенты, приобретающие шариатские знания, имеющие определённый уровень, позволяющий им понимать шариатские доводы, однако не достигшие уровня первой категории, – такие люди изучают правовой мазхаб или мнения учёных вместе с шариатскими доводами. Также по мере увеличения знаний они могут на своём относительном уровне анализировать признанные мнения учёных и выбирать из них те, на которые указывают более сильные, по их мнению, доказательства. Шейх Салих аль-Фаузан говорит относительно данной категории: «Такой человек лишь выбирает из мнений учёных то, на что указывают доказательства, если он обладает для этого соответствующим уровнем».
3. Обычные люди, не имеющие соответствующих шариатских знаний, – таким людям необходимо задавать свои вопросы обладателям знаний. Шейх Абдулькарим аль-Худейр говорит: «Обязанностью обычного человека является следование за обладателями знания». То есть они должны следовать учёным, знания и богобоязненность которых внушают им доверие. Если таковых много, то предпочтительнее выбирать более знающего и более богобоязненного, по мнению спрашивающего.
Люди, к которым они обращаются, должны быть учёными. Если нет возможности обращаться с вопросами непосредственно к учёным, то следует обращаться к студентам, имеющим необходимый для этого уровень знания, известным своей ответственностью, не занимающимся отсебятиной, передающим знания от учёных.
Относительно вопроса о том, каким образом обычный человек должен определять учёных, за которыми ему можно следовать, шейх Абдулькарим аль-Худейр говорит: «В данном случае достаточно, чтобы положение учёного было известно среди людей. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Под известностью здесь имеется в виду то, что человек станет известным среди людей как учёный, обладающий религиозностью и богобоязненностью, следование за которым снимает с людей ответственность; то есть люди должны знать его как обладателя знаний». Аллах знает обо всём лучше. Возможно, в скором времени по данной теме будет написана отдельная подробная статья.
Вопрос: Можно ли разом покаяться во всех грехах? Как это? Можете подробнее объяснить?
Ответ: Это когда человек обращается к Аллаху с просьбой о том, чтобы Он простил все его грехи.
Если при этом он не будет делать в душе исключения для какого-то греха (как, например, если он будет намереваться совершить его вновь), то покаяние охватит все грехи.
Таким образом, если человек будет просить у Аллаха прощения всех своих грехов и при этом он оставит их, будет сожалеть о них в общем, будет твёрдо намерен к ним не возвращаться, то его покаяние будет общим, охватывающим все грехи. При этом не является обязательным вспоминать каждый грех в отдельности.
Есть множество дуа и мольб с этим смыслом, которые передаются из Сунны. Одно из таких дуа читается в земном поклоне. Также ещё одно читается после последнего ташаххуда в намазе. Если вы откроете книгу «Крепость мусульманина» и посмотрите соответствующие разделы, вы их найдёте. Аллах знает обо всём лучше. ]§[
№6 от 17.02.2017 г.
- 147 просмотров