Мы продолжаем рубрику полосы Monotheos, в которой отвечаем на вопросы читателей.
В ответах на вопросы, связанных с ритуальным поклонением, мы в основном опираемся на распространённый в Дагестане шафиитский мазхаб; связанных с торговыми отношениями – на фатвы признанных современных учёных-правоведов. Из присланных вопросов отбираются наиболее актуальные. Рубрика ведётся периодически, в зависимости от количества присылаемых вопросов.
Вопрос: «Имею ли я право попросить мужа, чтобы оставила работу? Не успеваю заниматься домашними делами».
Женщина не обязана работать. Более того, согласно исламу нахождение дома является для неё приоритетным.
Обеспечение семьи полностью ложится на мужа. Поэтому уйти с работы и сидеть дома женщина более чем вправе.
«Мужчины являются попечителями женщин, потому, что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества» (Коран, сура «Женщины», аят 34). Аллах знает лучше.
Вопрос: «Меня смущает сам факт того, что людей создали, чтобы поклоняться. Ведь гордыня, тщеславие – это то, что Им порицается, так почему же Он требует восхваления к себе? Пожалуйста, помогите мне разобраться в себе. Чем дальше я иду, тем больше сомневаюсь. Мне страшно».
Людям с философским мышлением, которые задаются подобными вопросами в начале своего пути в исламе, важно обсуждать их с теми, кто может их легко разъяснить. Вообще, общение с теми, кто обладает знаниями и чьё мнение будет для человека авторитетным, является крайне важным.
Иногда вопрос на самом деле бывает несложным, но отсутствие правильных фундаментальных понятий делает его для нас неоднозначным. Только потом, по прошествии времени, он складывается в общую целостную картину. А до того как эта картина будет нарисована, большую роль играет возможность обратиться к авторитетному мнению со стороны.
Поэтому, чтобы не сомневаться, чем дальше идёте, держитесь хорошей праведной компании, в которой есть обладающие определённым уровнем знаний.
По существу вопроса: нельзя мерить категории, относящиеся ко Всевышнему Аллаху, категориями, относящимися к Его творениям. Аллах не подобен творениям, и недостатки творений не имеют к Нему отношения.
Что является основой порицаемых тщеславия и гордыни? Несправедливость, требование человеком того, чего он не заслуживает. Либо заслуживает, но желает превознестись над другими, подобными себе. Либо забывает о том, Кому он всем обязан, приписывая себе то, чего у него нет.
Эти и многие другие факторы формируют гордыню и тщеславие как греховные элементы в нашем понимании, даже если не сразу всплывают в сознании при упоминании этих грехов. Однако можно ли сказать о наличии чего-либо подобного относительно Всевышнего Аллаха? Конечно нет.
Всевышний Аллах ни в ком и ни в чём не нуждается. Всё и все нуждаются в Нём. Всевышний Аллах создал всё, обладает всем и управляет всем. Он превыше всего. Он решает, утверждает и воплощает. Согласно абсолютной справедливости, поклонения заслуживает только Он. И при этом по Своей милости Он сделал поклонение полезным для человека уже в этом мире, поскольку все шариатские повеления и запреты, исполнение которых и есть поклонение, направлены на то, чтобы принести человеку и обществу пользу как в этом мире, так и в вечном.
Простой пример: родители вырастили вас: одевали, кормили, заботились, дали образование… Представьте, что отец в повелительном тоне просит вас принести ему чашку воды. Он имеет на это право? Или вы скажете ему: «Слушай, отец, ты же сам нас учил поменьше обращаться к людям с просьбами! Неужели ты возгордился? Считаешь себя лучше других?»
Аллах же превыше наших примеров. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Можно ли купить каркас в строящемся доме, если мою квартиру ещё не начали строить?»
Если коротко, это дозволено с тремя условиями:
1) полное описание каркаса с указанием всех деталей, которые влияют на цену;
2) установление суммы, срока и порядка оплаты; 3) установление срока сдачи квартиры.
Теме, включающей данный вопрос, мы посвятим отдельную статью. Аллах знает лучше.
Вопрос: «Если я, к примеру, покупаю одежду, обувь, обязательно ли нам с продавцом говорить «купил/продал»?»
Нет, это не является обязательным.
Обязательным это посчитали лишь некоторые учёные-правоведы прошлого, поскольку, по их мнению, только подобными словами выражается необходимое для заключения сделки волеизъявление.
Однако большинство учёных не считали произнесение этих слов при заключении сделки обязательным.
Для заключения сделки достаточно любых общепринятых слов или действий, из которых бывает ясно, что стороны заключают договор.
Например, при покупке хлеба в магазине достаточно молча взять буханку и положить деньги перед продавцом. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Я нарушила пост возмещения Рамадана по неуважительной причине. Что мне следует делать? Это такой же по величине грех, как нарушение поста в Рамадан? Необходимо ли для искупления кормить бедняков?»
Если человек возмещает обязательный пост Рамадана, то ему запрещается прерывать его без уважительной причины. Если он прервал такой пост без уважительной причины, то ему следует покаяться перед Аллахом и больше так не поступать. Штрафы или кормление бедняков за это не предписаны. Необходимо лишь возместить пост Рамадана, который вы в итоге не возместили. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Можно ли делать дуа (мольбу, просьбу) в мыслях?»
Просить Аллаха о чём-либо в мыслях не является запрещённым. Аллах знает обо всём, проговорено это языком или нет. Однако мысленная просьба не называется и не считается дуа.
Во всех шариатских текстах о дуа, в частности в многочисленных аятах Корана, в которых пророки обращаются ко Всевышнему Аллаху, речь идёт о дуа, которое произносится языком: про себя или вслух. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Я недавно приняла ислам, стала читать исламскую литературу, посещать мечеть, знакомиться в ней с сёстрами-мусульманками. Видимо, в связи с этим у правоохранительных органов появились определённые вопросы к моей семье. Дайте совет, как себя вести, и скажите, стоит ли в таком случае держать дома исламскую литературу?»
Старайтесь не привлекать к себе внимания, будь это внешним видом или своим поведением. Не нужно лишний раз говорить людям, что вы недавно приняли ислам, особенно при новых знакомствах. Не носите чёрное и другую выделяющуюся одежду. Нет необходимости подолгу задерживаться в мечети. Старайтесь не делать никаких резких шагов, будьте хорошей дочерью своих родителей и членом того общества, в котором живёте, по мере возможностей отдаляясь от запретного. Не ведите бесполезных споров о религии и ограничьте своё общение с теми, у кого есть проблемы с правоохранительными органами.
Сказанное касается как реальной жизни, так и Интернета.
Насчёт книг: если среди них нет числящихся среди запрещённых, то, думаю, можно оставить их дома. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Нужно ли воздерживаться от интимной близости, если супруга беременна?»
В шариате нет запрета на супружескую близость во время беременности. Это общее положение. Что касается конкретной ситуации, то следует учитывать состояние и медицинские показания.
Вопрос: «Два года назад я сделал определённую работу, договорившись на 50 тысяч рублей. Но уже в течение двух лет эта сумма мне не выплачивается. Могу ли я потребовать с работодателя, к примеру, 70 тысяч?»
Нет, 70 требовать нельзя. Однако, по одному из мнений учёных (в частности, из современных учёных это шейхи Ас-Саади и Аль-Усаймин), вы можете потребовать разницу, которая будет равна ущербу инфляции, нанесённому этой сумме (50 тысяч рублей) за два года, при следующих условиях:
1) вам должны были выплатить эти деньги без отсрочки; 2) вы требовали эти деньги и не прощали должнику отсрочку; 3) у должника была возможность выплатить долг.
В противном случае можно требовать только ровно то, что вам были должны. Аллах знает обо всём лучше.
В заключение напоминаем, что читатели могут присылать свои вопросы на электронную почту: «ibndakik@gmail.com» или на «Телеграм»: «@ibndakik». В вопросах необходимо отмечать, что они отправлены для ответов на полосе газеты «Черновик». ]§[
- 9 просмотров