Сегодня на полках исламских магазинов можно встретить большое количество фундаментальных средневековых трактатов, как и труды современных учёных исламского мира. Различные известные толкования Корана, сборники хадисов, труды по фикху (исламскому праву) в переведённом виде общедоступны любому читателю.
Различные информационные носители, интернет-ресурсы дают простым обывателям возможность войти в огромное информационное море исламских знаний. Тогда как раньше человек, вышедший на путь знаний, должен был проявить усердие: сначала для изучения арабского языка и других инструментальных дисциплин, а затем – получая знания по принципу от «простого к сложному», переходить на более важные (сами по себе) сложные науки.
А до периода книгопечатания талиб (искатель знаний, студент) должен был думать и о наличии соответствующих книг. Книга, особенно большие труды, доставалась большой ценой: или сам студент переписывал их, или нанимал для этого других. Купить же книгу обходилось, по нашим меркам, в целое состояние. Некоторые, у кого предки были учёными, ещё не забыли рассказы прародителей, какой ценой в досоветские времена их предки доставали книги. Иногда в глоссариях рукописей можно встретить записки владельца или переписчика, указывающего на цену данного труда. Помню рассказ бабушки о том, как её отец купил «Махалли» (трёхтомный трактат по мазхабу аш-Шафии) за пять сотых участка и несколько голов крупного рогатого скота. Сегодня эту книгу можно приобрести за 1 000 рублей, а на ПК – и вовсе скачать бесплатно.
Статистика и реальность возможностей современного мусульманина хотя и заставляют, с одной стороны, оптимистично радоваться… Но результаты информационной насыщенности заставляют иной раз задуматься и о другой стороне медали: часто сталкиваешься с весьма неожиданными последствиями упомянутого явления…
Оборотная сторона
С каждым днём увеличивается число противоречащих, не признающих друг друга направлений. У каждой группы свои учёные. Другие для них заблудшие или полузаблудшие. Мурджииты, мадхалиты, хариджиты, хизбиты, ашариты, суфисты, хабашиты, такфиристы… Подобными обвинениями заполнены социальные сети, каждая группа имеет свои сайты в Интернете, через которые они «обучают» других, и, конечно, каждая из них утверждает, что только её позиция является истинной. Даже внутри самих разделений порою возникают нескончаемые споры… Сколько бы лет человек ни учился, какого бы уровня знаний он ни достиг, его обязательно «пропустят» через уже утвердившиеся мировоззренческие рамки или через «свои сайты», и, естественно, тут уже для какой-либо нравственной субординации и места не останется. Я уже не говорю о социальных последствиях разделения уммы, о разрыве родственных отношений, о противоречии между родителями и детьми, выходе детей из подчинения.
Это касательно последователей, а что касается тех самообольстившихся лиц, которые по своим интеллектуальным способностям смогли получить некоторую долю информации об исламе, то они вообще стали представлять себя «муджтахидами» (учёными самого высокого уровня) этой уммы. Они открывают собственные сайты, у них кружки последователей, впечатлённых всплеском информации и умением искусно жонглировать кучей отрывочного материала фетв разных известных шейхов. Будучи в мусульманской общественной среде, порою сталкиваешься с экстраординарными заявлениями или фетвами подобных «учёных». Чтобы перечислить все отрицательные стороны раскрываемой проблемы, не хватит страниц.
В чём же проблема нашего времени?
Ведь знания – это свет. Вроде результат должен быть совсем другим…
Чтобы понять причину происходящего, мы должны в первую очередь понять разницу между такими понятиями, как «знания» (аль-‘илм) и «информация» (ма’люмат). Необходимо понять, что оба понятия хоть и представляют из себя определённый информационный запас, но относительно исламских знаний они имеют разные интерпретации, как и разные последствия (результат). Они различны в источнике получения, возможности их использования, в целостности приобретения и передачи последователям.
Если вернуться в историю первого века ислама, то мы наблюдаем, что при передаче знаний Пророком, мир ему и благословение Аллаха, они имели два весьма важных составляющих: это в первую очередь целостная передача, то есть знания передавались не отдельными дисциплинами, как акида, фикх, тафсир, хадис, этика… а наоборот – одной целостной информацией, которая включала в себя все перечисленные науки. И, во-вторых, знания сопровождались глубокой духовностью, исходящей от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Эта духовность – понятие всеохватывающее, начиная от любви ко Всевышнему, его установлениям: сюда можно включить и твёрдое убеждение в исполнении обещаний Аллаха, и высокий нрав, и благороднейшие этические манеры, и понимание общества, и милосердие, и интуицию, и, наконец, искреннее поклонение. Духовность никогда не отрывалась от знаний. Знания не представлялись без духовности. Таким образом, знания передавались Пророком, мир ему и благословение Аллаха, сподвижникам. Сподвижники следовали за Пророком: они брали от него не только «это харам, а это халал» или «это желательно, а это нет», но и воспитывались, воспринимая каждое его слово, его отношение к обществу, его скромность, его щедрость, его мужество, благородность, проницательность… Все эти знания из чистейшего источника они передавали следующему поколению (табиинам), они же, в свою очередь, последующим… Это и есть знания в истинном понимании этого слова.
У массы читающей молодёжи (в основном не в арабских странах) накапливается большое количество информации об исламе, но без целостного понимания шариата, без духовного примера. Духовное воспитание молодых людей не подвергается изменениям в сторону соответствия исламу. Нравственные ориентиры сохраняются такими же, какими они были до ислама. «Знания» остаются без стержня, который направляет их в нужное русло.
Информацией жонглируют. Чем зрелищнее и искуснее жонглёр, тем больше он собирает свободных ушей, тем больше сайты набирают популярность и последователей. Отсюда и появляются различные кружки.
Каково же решение?
Ведь нельзя обвинять общество в том, что переводятся и читаются книги. Чтение – это необходимый процесс для любого цивилизованного общества. Конечно же, я не являюсь противником переведённых трудов или их чтения, или критиком молодых людей, требующих доказательства по любому утверждению. Каждый мусульманин имеет право и даже обязан знать источник своей религии.
Решение данной проблемы заключается в первую очередь в наличии компетентных учёных-алимов с соответствующим научным и духовным багажом. Сегодняшняя картина ислама на постсоветском пространстве является закономерным следствием отсутствия у нас учёных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прямо предупреждал нас об этом: «Аллах не забирает знания, вырывая их из голов людей, а забирает их, забирая учёных, – до тех пор, пока не останется ни одного учёного и люди изберут своими предводителями невежд, которых они будут спрашивать, и будут они давать фетвы без знания, заблудятся и собьют с пути других» (Аль-Бухари).
Люди, интересующиеся исламом, должны понимать, как и откуда следует брать знания о религии. Сайты – это не учёные, «конкретно соблюдающий брат» – это не учёный. Учёные имеют свои критерии. При отсутствии учёных (в правильном понимании этого слова) вся ответственность за донесение ислама возлагается на плечи «требующих знания» (тулябу ль-ильм), имамов и проповедников – на тех, кто имеет исламское образование со всеми его составляющими.
Доносящим ислам необходимо исламское образование, основанное на глубоком знании арабского языка и целом комплексе исламских дисциплин, как фундаментальных, так и инструментальных. Даже основополагающие дисциплины должны подкрепляться обзорным материалом, вытекающим из них. Знания «акиды» (основы вероубеждения) должны сопровождаться хотя бы обзорно, например, знаниями истории сектантства. Наука «фикх» (исламское право), в свою очередь, должна подкрепляться рядом дисциплин, такими, как «макасид аш-шариа» (цели шариата и правовых норм), «усуль ал-фикх» (теория и методология права), «ас-сияса аш-шар’ийа» (шариатская политика). Таким же образом «ильм аль-хадис» (хадисоведение), «тафсир» (толкование Корана) и другие науки.
Одним словом, каждая наука имеет ряд сопроводительных дисциплин, которые хотя бы относительно должны знать люди, претендующие на просвещение народа. Наконец, со всеми этими знаниями они должны нести в себе огромный духовно-нравственный багаж, начиная от искренности перед Аллахом, заканчивая милосердием к тем, кого призывают к Нему. Тема интеллектуальных и нравственных качеств алима или талиба – это отдельная и долгая тема. Суть в том, что эти качества невозможно передать через интернет-сайты. Соответственно, сайты не могут служить источниками полноценных знаний. Мусульманину можно пополнить через них свой информационный багаж, но не делая из них последнюю инстанцию своего религиозного мировоззрения. Брать знания он должен от учёных. Знания не от учёных второстепенны. Сколько бы сайтов человек ни перечитал, его нельзя назвать учёным и даже студентом, пока он не начнёт приобретать знания традиционным методом – из уст учёных, на арабском языке. До этого он не должен ставить себя на уровень «обладателя знаний». Мусульманину просто запрещается делать подобных людей источником знаний. Как говорили имамы Ибн Сирин и Малик: «Воистину, эти знания – религия, так смотрите, у кого вы берёте свою религию!»
ЧК №48 от 9.12.2016 г.
- 440 просмотров