[ Что наша жизнь? Игра! ]

23 октября, около 8:30 утра, директор Табасаранского театра Кудратдин Ашуров в своём кабинете приставил нож к горлу Ризвана Аскерова, актёра труппы, и пригрозил ему расправой. Прибывшие на место происшествия милиционеры нож изъяли, но уголовное дело по данному факту не возбудили.

«Всё произошло так стремительно, что я ничего не успел сообразить, – вспоминает Аскеров. – В это злополучное утро директор попросил меня зайти к нему. Когда я пришёл, он предложил сесть, а сам пошёл закрывать дверь: мол, «разговор чисто мужской, и не надо, чтобы кто-то нас слышал». Я сидел спиной к двери и не заметил, как тот подкрался сзади и одной рукой схватил меня за голову, а другой приставил нож к горлу. «Я тебя, сука, сейчас прирежу, ты чё тут мутишь, ты чё всем рассказываешь, что я машину на деньги театра купил?!»
– «Шахмарданович, успокойся, убери нож», – призвал я его к благоразумию. Но это ещё больше разозлило его – и он сильнее прижал нож к горлу. В этот момент я вскочил и, спиной оттолкнув его, побежал к двери. Дверь была заперта. Я потребовал, чтобы тот немедленно открыл её, но в ответ услышал: «Если ты хоть кому­­-нибудь об этом расскажешь, то вечером я приду к тебе домой с магальскими головорезами и прирежу тебя и твою семью». Примерно через пять минут после моего вызова приехала милиция. Они нашли тот самый кнопочный нож уже в машине директора, но почему­­-то протокол не составили. На следующий день мы, актёры театра, составили коллективное письмо за 15­-ю подписями, а уже в понедельник представили его в Министерство культуры. Через несколько дней приехала комиссия из Минкультуры. Просидели около полутора часов в кабинете директора, затем вышли к нам и объявили, что «это Аскерова надо судить за ложный донос». С тех пор обстановка в театре очень напряжённая…
Сам же Кудратдин Ашуров всё отрицает и говорит, что ничего такого не было и быть в стенах театра не могло: «Есть отдельные личности, которые мечтают занять моё кресло, вот они-то постоянно будоражат коллектив и клевещут на меня». 
 
– Алло, это прачечная?
– Херачечная! Это
Министерство культуры!
 
Как правило, представители богемы любят рассуждать примерно в одном ключе – пафосном: о значении и роли театра в жизни общества и в формировании человека, о великой миссии театра, о синтезе духовных исканий современности на основе национального культурного наследия и т. д. и т. п. Но если отбросить патетику и попробовать разобраться, чем же прельщает театр, кроме как служить великой миссии, то становится очевидным, что духовное вдруг уступает место сугубо меркантильному.
Во всех государственных театрах, находящихся в Дербенте, ситуация одинаково нервозная. Так, в № 46 «ЧК» было опубликовано письмо группы актёров Лезгинского театра, в котором говорилось: «На основании Постановления Правительства РД № 344 от 8 октября 2009 года работники Лезгинского театра с 1 сентября 2009 года должны получать зарплату по новой системе оплаты труда, в том числе и 15 % стимулирующей доплаты. Для этого в октябре 2009 года художественный руководитель театра Эседуллах Наврузбеков создал комиссию. Работники театра на основании решения этой комиссии по договору на 2009 год и за первый квартал 2010 года получали 15 % стимулирующей доплаты. Однако, начиная с апреля 2010 года, новый директор Лезгинского театра Азизханов под разными предлогами прекратил эту доплату».
О творческом же настрое коллектива свидетельствует предпоследний абзац письма: «17 ноября 2010 года, во время пятиминутки, единомышленница Азизханова, актриса Л. Меджидова, вдруг вцепилась в волосы кассира-билетёра Ш. и устроила драку. Был составлен акт. Но директор Азизханов, вместо того чтобы наказать зачинщицу, угрожает тем, кто подписал акт. Азизханов месяцами задерживает выдачу заработной платы, а актрисам предлагает постель».
Вот такая херачечная…
 
Павлины, говоришь…
 
Актёры Табасаранского театра поведали «ЧК» о любопытных фактах закулисной жизни ТДТ. Так, однажды Загиру Сагидову потребовалась справка о заработной плате из бухгалтерии. Каково же было его удивление, когда выдали справку о заработной плате в размере 20 тысяч рублей! Хотя на руки он получает 9 тысяч 600 рублей. Дальше выяснилось, что по ведомости зарплата у заведующего постановочной частью Ахмеда Таибова – 12 тысяч рублей, а на руки ему выдают 3. То же самое у заведующего музыкальной частью Физули Моллаева – в ведомости записано 12, а на руки получает 3 тысячи рублей. Сами ведомости также заполняются странно. Например, в табеле указано: «Премия – 12 тыс. 500 руб.», но почему-­­то артистам выплачивают только 2 тыс. 500 руб. Официальная зарплата директора была 39 тысяч рублей, но после ревизии из Махачкалы она снизилась до 19 тысяч. По словам артистов, весь техперсонал театра либо члены семьи директора, либо его родственники, либо друзья. Родная дочь Ашурова – Айшат – руководит отделом кадров, сына Ислама записали в кочегары с зарплатой 12 тысяч рублей летом и 17 – зимой, хотя в котельной тот ни разу не появился. Дошло до того, что звукорежиссёром назначили школьника – сына Габиба Наврузова (товарища Ашурова). Не обделил вниманием директор и своих соседей: одна из них работает заведующей костюмерной частью. Забота о близких – дело богоугодное. Да и сам директор – человек вроде набожный. Он 5 раз в день делает намаз, участвует в мавлидах, совершил хадж. Из всего этого должно следовать, что директор – человек весьма положительный. Правда, как лицедейство можно сочетать с пением мавлидов – непонятно, но, видимо, директора драматического театра статус «хаджи» нисколько не смущает. Только вот Ашуров почему-­­то никак не побеспокоился о таких важных штатных единицах, как главный художник и режиссёр. Он их приглашает из соседнего Лезгинского театра на паритетных началах – 50 на 50. А должность худрука Ашуров предусмотрительно не включает в штатное расписание. Таким образом, по примерным подсчётам актёров театра, их директор ежемесячно получает до 100 тысяч рублей чистой прибыли. Чистой в том смысле, что налогов с этих доходов он не выплачивает.
 
«Кабы я была царицей», –
говорит одна девица
 
В майскомномере в статье «Слабым не по плечу» («ЧК» №17 от 07.05.2010.) Игорь Малков резонно ставил вопрос о нецелесообразности содержания национальных театров на государственном балансе. «Какую такую культуру мы поддерживаем, централизуя деньги в финансах (то есть в виде бюджета) и тратя их на постановку Шекспиров, Мольеров, Чеховых? Если это та культура, что нужна населению, то пусть население за это и платит. Из своего личного кармана. Население­­-то не особенно торопится залезть в собственный карман».
Я допускаю, что кто-­то поспешит обвинить Ашурова в попытке дискредитировать само существование национальных театров. Мол, в семье не без урода ­ и спустит на него всех собак. А министр культуры как добропорядочный гражданин подаст в отставку за «промахи» в работе. Я представил себе возмущённых депутатов, рвущихся к трибуне с требованием призвать виновных к ответу. Толпы негодующих граждан на площади и краснеющего перед журналистами президента республики. Однако ничего этого не произойдёт по той простой причине, что ситуация, как в зеркальном отражении, во всех театрах республики одинаковая. Для начальства это прежде всего возможность разворовывать бюджет, как это происходит в Табасаранском театре. Потому директора цепляются за свои «доходные дома». У самого скромного театра, то есть у Азербайджанского (нет даже своего помещения, и репетиции они проводят в недостроенном здании), бюджет – 8 миллионов рублей плюс собственные кассовые сборы, сдача в аренду костюмов и, наконец, те же «ёлки». А для труппы это первая площадка для самопиара и гарантированная зарплата в дополнение к основным доходам, которые они получают, выступая на свадьбах. Кто-­­то может возразить: мол, Министерство культуры выполняет важную государственную задачу, так относиться к культуре нельзя! В таком случае давайте снова вернёмся к Игорю Малкову: «Культура – это естественный набор бытовых, производственных, языковых особенностей народа, нашедших отражение в искусстве, и который делает народ Народом. Выделяет именно этот народ от остальных, делает его уникальным.
И что наш национальный театр является отражением или частью того, что мы только что описали. Тогда какое отношение этот театр имеет собственно к культуре и Министерству культуры? И за что платит налогоплательщик?»
В Соединённых Штатах Америки нет Министерства культуры. Чарли Чаплин или Марлон Брандо не были народными артистами своей страны. Но это вовсе не означает, что американцы некультурный народ. Просто в Америке нет традиции содержать театры за счёт налогоплательщиков.
Если искусство не находит реальной поддержки у народа, не вызывает эстетической или духовной потребности, значит оно безжизненное. Представляю гнев радетелей национального театрального искусства и потому хочу спросить у них: «А часто ли вы ходите в театр и готовы ли вы платить за билет на любимый спектакль столько же, сколько вы платите за посещение увеселительных заведений?» Народ требует не только хлеба, но и зрелищ. Это понимают те, кто, возможно, были бы не против тех регалий, что есть у артистов гостеатров, но по каким-то причинам не имеют отношения к Минкультуры. В отличие от последних, если они и добиваются успеха, то вполне заслуженно. При таком раскладе многие театры канули бы в Лету. Останутся лишь востребованные. Ведь ходят же на Эльдара Иразиева и Ко. Ребята талантливо отражают характеры своих персонажей, проблемы современного общества. Проще говоря, в них мы узнаём самих себя и свою республику. За это благодарный зритель голосует рублём, покупая диски с их фильмами, билеты на их концерты. Но ведь Иразиев не состоит в штате Министерства культуры и деньги на свои фильмы он находит вовсе не в профильном ведомстве! Выходит, только наиболее талантливые могут развиваться самостоятельно, а под опекой государства остаются лишь те, кто преследует иные цели.
Номер газеты