В прошлом номере «ЧК» писал о запрете администрациями исправительных учреждений коллективной (дело приобрело новый оборот, – см. новость на 3 стр.) утренней молитвы в притюремных мечетях. Якобы это не соответствует правилам внутреннего распорядка колоний.
Действительно ли это так? Почему до сих пор у заключённых колоний не было никаких проблем с коллективным утренним намазом? Кто за всем этим стоит? Если требования администрации ИУ обоснованны, то не противоречат ли эти правила Основному закону РФ? И это главный вопрос. Так вот, в ч. 3 ст. 56 Конституции сказано, что даже в условиях чрезвычайного положения, при котором в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, с указанием пределов и срока их действия, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, права и свободы, предусмотренные статьёй 28 – свобода совести и свобода вероисповедания, – не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Это, конечно, не значит, что Конституция даёт заключённым право на совершение хаджа, например. Но ч. 3 ст. 56 Конституции – явное указание на то, что администрация тюрьмы не должна препятствовать исполнению заключёнными религиозных обрядов, которые не представляют для неё никаких проблем. Тем более что для этого на территории колонии есть специальное место – мечеть. Более того, с разрешения администрации заключённые могут покидать свои камеры в любое время ночи, чем до этого они и пользовались и совершали коллективный утренний намаз в тюремной мечети. Предположение «ЧК» относительно причины запрета было изложено в прошлом номере (см. статью «Право на намаз. – Прим. ред.); мы думаем, что в этом – желание нового начальника кизилюртовской колонии-поселения Ахмеда Чанкаева выслужиться. В этой же статье я хотел бы поговорить о том, какое место шариат отводит коллективной молитве и что она значит для мусульман.
Коллективная молитва на весах шариата
Мудрость предписания коллективной молитвы состоит в том, что регулярные встречи знакомят и сближают мусульман, объединяя их. Нет лучшего средства для сближения сердец верующих и установления прочных братских связей между ними, взаимопомощи и сотрудничества в благом, чем поклонение Всевышнему Аллаху единым рядом. Кроме того, когда кто-либо отсутствует на коллективной молитве, это может подсказать его братьям по вере о его проблемах, связанных, к примеру, со здоровьем.
Согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу джамаат-молитва является фардом кифая (коллективной обязанностью), и если она не проводится в каком-либо населённом пункте, грех ложится на каждого проживающего в нём мусульманина. Основой в предписании коллективной молитвы является 102-й аят суры «Женщины» Священного Корана: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут своё оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придёт другая группа, которая ещё не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут своё оружие…» В этом аяте речь идёт о молитве, совершаемой в страхе перед нападением врага. Согласно одному из мнений исламских учёных подобное повеление Всевышнего Аллаха указывает на общую обязательность коллективной молитвы в случае безопасности.
Согласно другому мнению этот аят указывает на обязательность участия в коллективной молитве каждого дееспособного мусульманина. Как бы там ни было, огромное количество достоверных сообщений от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не оставляет никаких сомнений относительно важности джамаат-намазов для мусульман.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершённый в одиночку» (аль-Бухари, Муслим). Посланник Аллаха, мир ему и благословение, также сказал: «Наиболее тяжки для лицемеров вечерние и рассветные намазы. Но если бы они знали, что они могут приобрести, то непременно являлись бы на них даже ползком!» (аль-Бухари, Муслим).
Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, явился слепой человек и сказал: «О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: «Слышишь ли ты азан?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: ”Отвечай же на него!”» (Муслим).
Есть также хадис о том, что если мусульманин, услышав азан, не явился на групповую молитву, то его намаз не принимается. Однако в оценке достоверности этого сообщения учёные разделились. Что касается правоведов, считающих джамаат-молитву коллективной (а не индивидуальной) обязанностью, – они опираются на хадис, приведённый выше, о степени предпочтительности джамаат-намаза над индивидуальным, из чего, согласно их мнению, вытекает дозволенность совершения молитвы и в одиночку. Однако, как сказал Посланник Аллаха, «если собрались в одном месте трое (мусульман) и они не выстаивают джамаат-намаз, то поиздевался над ними шайтан… поистине, волк съедает сбившуюся овцу» (аль-Хаким, ибн Хиббан назвал его достоверным).
Заключение
Что касается доводов замначальника УФСИН РФ по РД Омара Омарова, что к 2020 году «общего режима уже не будет. И заключённые будут по четверо находиться в камерах, а выходить только на два часа в сутки. И что тогда делать? Как быть? Как они будут молиться вообще?», то по ним коллективную молитву можно запретить и свободному человеку. Пока же заключённые находятся в колонии общего режима, проблему легко можно решить в рамках российского законодательства, и не ущемляя интересов верующих. Решение этой проблемы в пользу мусульман будет и в защиту интересов остальных заключённых, которые совершенно справедливо обращаются к молящемуся джамаату: «Почему вы не молитесь в отведённом для этого месте – мечети?» В тюрьмах Европы и США мусульмане, которые там отнюдь не являются этническим большинством (как в Дагестане), чувствуют себя гораздо комфортнее.
Номер газеты
- 5 просмотров