[ «Где она, Россия-матушка?» ]

29 мая в Махачкале, в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова, прошла презентация книги Олега Островского «ПРО Манифест Б… и Парадокс Х…». Мы в Махачкале уже привыкли к регулярным презентациям разных книг, в основном – этнографического содержания. Но эта книга оказалась не совсем тенденциозной для современного Дагестана. Во-первых, автор, не будучи уроженцем Кавказа, на наш взгляд, очень точно описывает многие «духовные» болезни этого региона. Во-вторых, автор, являясь образованным русским специалистом, довольно жёстко критикует позицию современных русских националистических движений и отчасти – государственную национальную и конфессиональную политику, прежде всего за отсутствие логики во многих её действиях.

Обо всём по порядку. Олег родом из Удмуртии, по образованию лингвист, учился в очной аспирантуре на факультете иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве, был последним защитившимся аспирантом знаменитого автора французских словарей Владимира Григорьевича Гака, преподавал французский язык на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. После защиты кандидатской диссертации Олег развивался, как он сам говорит, в основном в области маркетинга и организации бизнеса, работал в ИТАР-ТАСС в должности ведущего специалиста Управления маркетинга. С 2006 года Олег большую часть времени проводит на Северном Кавказе, в основном в Дагестане, в качестве бизнес-консультанта проектов розничной сетевой торговли и организации бизнеса. Является автором нескольких аналитических материалов и отчётов по разным секторам экономики региона. Он бывший профессиональный спортсмен, женат, имеет четверых детей.

С такой биографией современные кавказцы стараются уехать подальше от своей «исторической» родины, желательно за рубеж. А Олег вот приехал на Кавказ, да ещё и книги стал писать о преодолении ксенофобии и исламофобии.

Пользуясь его присутствием в Махачкале, конечно, решили пообщаться с ним на волнующие нас темы. И сразу перешли на «ты»:

– Андрей Аршавин в неформальном общении с болельщиками заявил, что то, что футболисты сборной не оправдали надежд россиян в последнем чемпионате – это не их проблемы. Отражает ли подобное отношение футболистов к болельщикам сегодняшнюю российскую действительность?

– Я не знаю деталей этой ситуации, возможно, там кто-то кого-то неправильно понял. Но в целом, на мой взгляд, этот пример отражает сегодняшнее отношение успешного человека к «народу». У нас так же топ-менеджеры банков относятся к своим вкладчикам. Руководители управляющих компаний – к плательщикам. Застройщики – к долевым участникам строительства. Условно избранные – к избирателям.

Аршавин ведёт довольно интересный образ жизни: занимается спортом, путешествует, ещё и огромные деньги за это получает. В Москве очень много хороших клубов, ресторанов… где можно эти деньги потратить. Наверное, у него красивая жена или любовница… Какое ему дело до болельщиков и тем более – до государства и того, что в нём происходит? Это, конечно, мало вяжется с тем, что кто-то пытается реализовать государственную или национальную идею вокруг спортивных побед. Для реализации этой идеи нужно самопожертвование участников. Для этого необходимо обладать определёнными качествами характера и знаниями. Возможно, Аршавин и другие пока всем этим не обладают.

– Но ведь он зарабатывает деньги, в том числе и с гербом государства на груди…

– Недавно наша сборная по хоккею таки выиграла чемпионат мира или Европы… И я помню новостной блок, где стоит Путин, объявляет результат и поздравляет россиян. Рядом стоит Третьяк и говорит: «Вот же, Владимир Владимирович, вокруг этого и надо объединяться, вокруг этого и надо создавать национальную идею!» В век сегодняшних коммуникаций пытаться поднять самосознание страны вокруг победы на хоккейном турнире… я считаю, что это полная утопия, особенно учитывая количество легионеров в национальном спорте и бессодержательность в человеческом смысле «звёзд» нашего спорта.

А как же бурные переживания и реакция общества на победы и поражения российской футбольной сборной?

–Я думаю, что, учитывая демографический кризис и старение России, реальное сообщество болельщиков в процентном соотношении к населению составляет не более 0,1–0,2 процента. У нас ещё и женское население во всех возрастных группах преобладает над мужским… не думаю, что все эти женщины упоительно болеют и на их эмоциональном состоянии и вообще жизни как-то сказываются победы и поражения сборных России. Болельщики – это скорее маргинальные группы, объединённые «коллективным бессознательным», которые действительно от этого торчат в полном смысле слова. А поднять этим всю страну: старую, деревенскую, детскую… – невозможно. Ни футболом, ни хоккеем, ни большим теннисом. В современное время, на мой взгляд, это просто бред.

А что для тебя включает понятие «русский человек»?

– Это очень сложный вопрос! Об этом собственно и книга. Вопросы, связанные с определением понятий «русская душа», «православный человек», «русская православная культура», выделены в отдельные главы и параграфы. Я отвечу так. Минимум в пяти регионах России я бываю очень часто. Начиная от поезда, плацкарта или купе, заканчивая торговым центром, школой и вузом, основная масса людей живёт несколькими эмоциями: «мне нужно заработать» (на питание и отдых), «где и чем я буду обедать», «что я куплю своему сыну», «какую гарнитуру к телефону мне надо поменять»… Большинство населения живёт подобными проблемами. Вопросов а-ля «откуда мы пришли и куда мы идём» я лет восемь-десять не слышу даже в очень интеллигентных кругах. Мировоззренческие вопросы не поднимаются даже в профессорской среде. В основном люди строят жизнь вокруг своих бытовых проблем, даже если они преподают в ВУЗе.

Сказать, что эта масса людей – наследники культуры Руси, которая идёт от Ивана Грозного или как-то коррелирует с победой Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне, я не могу. Каких-то зёрен русской философии, поэзии, литературы, науки… я не вижу в обывательской среде. Современное население России превратилось в прагматиков просто уже дальше некуда. В прагматичных потребителей, живущих довольно примитивными проблемами.

Кто-то думает, как ему отдохнуть в Подмосковье, а кто-то хочет в Турцию слетать. Кто-то думает, как ему купить «Хёндай Солярис», а кто-то примеряется к BMW X6. Если рассматривать это с принципов формальной логики, то это мышление одного уровня.

– В этом отношении, наверное, нет разницы, русский, татарин или аварец?

– Абсолютно никакой. Я говорю о населении, которое компактно или разрозненно проживает на территории Российской Федерации. Такая же ситуация сейчас в Дагестане. Даже несмотря на условный подъём здесь ислама. В какой-то мере это усугубляется тем, что темперамент горца намного выше, поэтому если он хочет чего-то добиться в материальном плане, то стремится к этому намного сильнее, чем среднестатистический русский бизнесмен. И легче разбирает препятствия на своём пути. Это я вижу, бывая здесь регулярно уже лет шесть.

– То есть понятия «русский», по-твоему, как такового нет?

– Думаю, осталось только в плане общего языкового пространства, территории и нескольких фольклорных моментов. В своей книге я задаю много вопросов пресловутым националистам, развивающим риторику вроде «русские, вперёд!», «титульная нация» и пытающимся отмежевать от других своё «арийское начало». На самом деле эта риторика лишена логики в очень многих смыслах. Кто эти «русские», и к чему они стремятся? Каковы их лозунги? «Хватит кормить Кавказ», «понаехали»… почему за десять лет я не вижу ни одного лозунга вроде «Русский, бросай пить»? Да, есть в последнее время определённая государственная политика в этом плане, но статистика показывает, что она не помогает. По убыли населения мы подобны совершенно отсталым странам, в которых до сих пор не побеждены различные эпидемии.

Алкоголь – это колоссальная проблема для сегодняшней России. В пятницу вечером в маленьких российских городах с населением от 25–30 тысяч до 150 к семи-восьми часам вечера, независимо от времени года, начинается просто апокалипсис. Если время года холодное, ты не увидишь этого на улицах, но это будет издаваться из каждого подъезда и из каждой третьей квартиры. А если это тёплое время года, то все парки, лавочки, беседки, детские качели… заняты молодёжью, которая глушит пиво с водкой и всё это чем-нибудь закуривает. Так они встречают начало уикенда. Всё это заканчивается драками и ссорами, по сравнению с которыми «Дом-2» Собчак просто отдыхает. И вот я задаюсь вопросом: почему идеологи этих русских маршей и национальных движений не кричат: «Долой пьянку!»? Это ведь на виду. Другое дело, если ты сам грешишь и не можешь с этим справиться, тебе трудно указывать другим.

Это первейшая проблема, которая в том числе очень сильно влияет и на детородную функцию, и вообще – на состояние семьи. Если мужчина постоянно приходит домой пьяный, какие у него будут дети? И сколько от него женщина родит детей? В какой момент она сопьётся сама? И какой климат и атмосфера будут в такой семье? Какое образование получит этот человек? Каких профессиональных результатов он достигнет, если половина года его активного рабочего времени проходит в полубессознательном состоянии? Ответы очевидны. Но никто на «русских маршах» не призывает русских людей учиться, повышать квалификацию… Вы слышали такое когда-нибудь в маршах? Загляните на их сайты. Никто не говорит: создавайте семью, любите своих жён, уважайте своих жён, приходите домой вовремя… Ведь эти совершенно очевидные вещи приводят к реальным результатам – укреплению института семьи, укреплению нации. Но такое впечатление, что это никому не нужно.

– Русский национализм развивается в полном отрыве от этих проблем?

– На мой взгляд, взгляд среднестатистического русского человека из средней полосы, люди, представляющие русский национализм, черпают свои идеи в каком-то информационном и аналитическом вакууме. И единственное, что они берут за основу – это драки и ссоры типа тех, которые произошли у Свиридова с Черкесовым, Агафонова с Мирзаевым… Поединки, в которых, к сожалению или к счастью, выигрывают кавказцы в силу лучшей физической подготовки. То есть фундаментом своей социальной позиции они хотят сделать вот эти вот драки. А в качестве решения проблемы – повышать отстающую физическую подготовку.

Подобные инциденты должны разбираться в правовом поле. Если виноват Мирзаев, то его надо посадить, не называя его регалий и происхождения. Если он, будучи мусульманином и дагестанцем, в месяц Рамадан каким-то «чудесным образом» очутился в ночном клубе в два часа ночи в сопровождении девочки в мини-юбке, то местные депутаты уж точно не должны пытаться вырулить эту ситуацию в его пользу. Также и наоборот. Это прецеденты для уголовного расследования, а не для выведения из них каких-то мировоззренческих концепций вроде «Наших бьют!»

Когда кавказцев или других «не похожих на нас, на великороссов» объявляют виновниками всех проблем и бед, никто никогда не поднимает статистику бытовых убийств на почве пьянки хотя бы по одному только Подмосковью. Просто зверских, топором, когда два собутыльника или собутыльницы зарубают друг друга и скидывают всё это куда-нибудь в туалет и смывают. Десятки, сотни и тысячи примеров. Никого эта статистика не волнует. Но вот подрались Свиридов с Черкесовым… и все знают, чем это закончилось…

– Посещением Путина могилы Свиридова…

– Когда наложили в штаны весь ОМОН и внутренние войска в Москве и Московской области во время событий на Манежной площади, Путину пришлось пойти на могилу Свиридова. А по поводу смерти первого чешского президента Вацлава Гавела ни российский МИД, ни Путин, ни Медведев даже не выразили ноты соболезнования. То есть Путин не выражает соболезнования по поводу смерти известного политика, драматурга и экс-президента и в то же время идёт на могилу Егора Свиридова – того самого среднестатистического москвича, который в пятницу вечером пьёт пиво с друзьями.

– Сегодняшняя Россия, взаимоотношения в ней власти и народа, состояние общества… это что-то из ряда вон выходящее, с точки зрения истории, или это нормальное для России состояние?

– Кто знает курс истории России и объективен, конечно, скажет, что это абсолютно нормальное для неё состояние. Я к этому мнению могу присоединиться. Я говорил это и здесь, на презентации книги. Сегодня историки оправдывают личность Ивана Грозного, говорят о его заслугах в объединении России, в централизации, в укреплении её границ и позиций и на Петра Первого смотрят, как на пример прогрессивной России, и даже в Николае Втором сегодня видят не бесхребетного человека в плане государственной власти, а умудряются видеть в нём культовую личность, на котором логично завершилась какая-то там эпоха. Искать оправдания любым ошибкам, любым тиранам – у нас абсолютно нормально. Я не помню ни одного периода русской истории, когда правители целенаправленно думали о моральном или материальном благе своих подданных, простом народе. Всегда есть борьба элиты за ресурсы. Эта элита абсолютно всегда дистанцирована от народа, который всегда находится в полупорабощённом, униженном состоянии. И ни кавказцы, ни узбеки, ни гастарбайтеры из Таджикистана никакого отношения ни к допетровским, ни к петровским, ни к послепетровским реформам не имеют.

Именно об этом я пишу в своей книге и, как русский человек, ставлю эти вопросы на обсуждение или осуждение российской читающей публики.

(Вторая часть интервью будет представлена в следующем номере. Речь пойдёт о взгляде русского человека на Дагестан, дагестанцев и подъём ислама в республике.)

 

Номер газеты