Будучи гостем редакции «ЧК», заведующий отделом этнографии народов Кавказа известный кавказовед Юрий Карпов рассказал нам о том, что руководство Кунсткамеры никак не возражает против передачи черепа Хаджи-Мурада Дагестану. «Экспонат №119 не выставляется. Упакованный и готовый к транспортировке, он находится в хранилище», – сказал Юрий Карпов. Единственной проблемой оказалось бездействие руководства Дагестана. Мы решили разобраться в болезненном для многих дагестанцев вопросе: кем же был знаменитый наиб Шамиля – предателем или героем? Адалло Али (Барзек) два десятка лет назад первым на официальном и общественном уровне заговорил о возвращении и захоронении черепа Хаджи-Мурада на родине. Поэтому мы обратились к нему, зная также, что он и в солидном возрасте усердно изучает историю наших народов.
– Многие придерживаются не очень хорошего мнения о Хаджи-Мураде и считают его предателем.
– Не было никакого предательства. Это был гениальный план, с важнейшими задачами. Зная характер Хаджи-Мурада, я не сомневаюсь в том, что он сам вынес «предательство» на обсуждение с Шамилём.
– А как же поход в Табасаран, после которого начались его разногласия с Шамилём?
– Ещё тогда на Кавказе у России была очень сильно развита агентура, об этом знали и наши. Всё это было инсценировано для убеждения графа Воронцова, знавшего о «размолвке» ещё до «предательства» наиба, в искренности Хаджи-Мурада.
– Но Шамиль же арестовал его семью, сына посадил в яму…
– Вот послушай отрывок из письма Воронцова князю Чернышёву от 20 декабря 1851 года: «В моём последнем письме я извещал вас о прибытии сюда Хаджи-Мурада; он приехал в Тифлис 8-го; на следующий день я познакомился с ним и дней восемь или девять я говорил с ним и обдумывал, что он может сделать для нас впоследствии, а особенно – что нам делать с ним теперь: так очень сильно заботится о судьбе своего семейства и говорит со всеми знаками полной откровенности, что, пока его семейство в руках Шамиля, он парализован и не в силах услужить нам и доказать свою благодарность за ласковый приём и прощение, которое ему оказали». Понимаешь? У Хаджи-Мурада была отговорка, чтобы осмотреться, разговаривать с разными чинами и т. д. Воронцов не мог сразу же переодеть его в форму российского прапорщика и отправить с отрядом против Шамиля. Для этого и была разыграна сцена с арестом семьи.
– Получается, что и история об их ссоре из-за определения преемника – неправда?
– Да не было у них никаких разногласий! Не менее образованные, не менее умные, не менее влиятельные, чем Хаджи-Мурад, – немало людей было около Шамиля, достойных на роль его преемника.
– Но Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат» постоянно акцентирует внимание читателей на том, что он был вторым лицом после Шамиля.
– Он вовсе не был вторым лицом. Он был таким же наибом, как и все остальные. Толстой очень правдоподобно описывает события и персонажи Кавказской войны, но вся эта книга написана для одной цели – убедить всех нас в том, что ВТОРОЕ ЛИЦО ИМАМАТА ОСОЗНАЛО ВСЮ БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ГАЗАВАТА И ПЕРЕШЛО ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РОССИИ. Для них это было очень важно. Мол, самый умный, образованный, храбрый человек осознал бессмысленность борьбы и сдался. А Шамиль и остальные «дикари» не понимают этого и не сдаются. Ещё обрати внимание: Толстой хвалит Хаджи-Мурада и возносит, но в конце подчёркивает, что он всё же совершил подлость. ПОДЛОСТЬ! Понимаешь? Подлостью это было бы, если бы он действительно перебегал к врагу. Я хотел бы задать вопрос Толстому: почему же Хаджи-Мурад возвращался обратно к Шамилю, убивая солдат, сжигая навечно за собой все мосты, тем более зная, что по возвращении его будут казнить как предателя?
– Он же вроде возвращался за своей семьёй.
– А как бы он хотел один, без солдат и без помощи, отобрать у Шамиля семью? Даже при помощи солдат это было невозможно, не то что одному справиться с армией храбрых горцев. Тем более не смог бы выкрасть, потому что держали их разрозненно и одновременно освободить всю семью просто физически никто не смог бы. Не было у него никаких шансов.
– Но зачем такому известному и к тому же далеко не бедному писателю приезжать в Дагестан и сочинять книгу с заведомо ложной пропагандой?
– Несомненно, это был политический заказ «сверху». Обрати внимание, как Толстой начинает свою повесть: он идёт по полю, хочет сорвать цветок и вспомнил о Хаджи-Мураде. Это очень ловкий ход, чтобы читатель не спросил, почему Толстой начал писать «Хаджи-Мурата».
– Почему именно Толстой?
– Только он справился бы с такой важнейшей для империи задачей. Убедить читателей в предательстве Хаджи-Мурада мог и должен был только талантливейший писатель.
– Свободный писатель пошёл на поводу у властей?
– Не забывай, что Лев Николаевич был ещё и помещиком и у него слюни текли по кавказской земле.
– Ему предложили опорочить героя взамен земель на Кавказе?
– Скорее всего. Писатель сначала создаёт произведение, а потом остаётся лишь техническая часть по шлифовке текста и устранению ошибок. А он восемь раз переписывал «Хаджи-Мурата», видимо, чтобы замаскировать заказной характер. Толстой умер, так и не закончив свою последнюю работу, а повесть вышла в свет после доработки в кабинетах имперской цензуры.
– Он подгонял всю книгу под одну мысль о предательстве?
– Конечно.
– Зачем? Что хотели власти от его «Хаджи-Мурата»?
– После гибели Хаджи-Мурад стал настоящим героем: о нём рассказывали истории, воспитывавшие в сердцах молодёжи Кавказа отвагу, честь, храбрость, военную инициативность. А для усмирения «немирных» народов в первую очередь уничтожают их героев, а затем уничтожают их культуру. Хотя стоит отметить, что перед смертью Толстой отказался от богатства и понял бессмысленность материального. Я думаю, что он по этой причине и не докончил свою пропагандистскую повесть. Кроме того, мы не должны забывать, что «Хаджи-Мурат» – это художественное произведение, а не исторический документ.
– У нас некоторые говорят о Хаджи-Мураде как о разбойнике…
– Это разговоры несведущих людей. Я тебе прочту отрывок из письма Воронцова: «...Хаджи-Мурад действительно был замечательный человек, смелости, можно сказать, безумной, не знающий страха, вместе с тем имевший много природной хитрости, совершенное знание Дагестана... Хаджи-Мурад умер отчаянным храбрецом, каковым и жил…»
Что касается набегов Хаджи-Мурада, то во время войны экономику противника надо уничтожать. Возьми историю любой войны – и ты увидишь, что причинение экономического ущерба врагу и его союзникам является одной из приоритетных задач воюющих.
– А те разговоры, что Шамиль потерял земли и людей с уходом Хаджи-Мурада и, находясь в окружении в Гунибе, жалел о том, что не удержал рядом с собой верного наиба?
– Вслед за Хаджи-Мурадом к русским ушли только несколько человек из его сопровождения.
Шамиль, конечно, жалел о том, что с ним нет такого смелого и верного наиба. Может быть, его мучила совесть за то, что он тогда отпустил Хаджи-Мурада на такое опасное дело, оказавшееся для него смертельным.
– У нас, на Кавказе, всегда очень щепетильно относились к сохранению чести. Вряд ли наиб сам предложил стать предателем и, даже под страхом смерти, согласился опозорить своё имя на века.
– Он и не собирался позориться. Он думал только о победе, и ничто не могло остановить его в борьбе за свободу. Поэт Яков Козловский рассказывал мне о письмах Хаджи-Мурада из Тифлиса на родину. Эти письма, где описывается грузинская столица, не были адресованы Шамилю, но они до него доходили. Описывал настолько подробно, что перечислял, сколько магазинов тканей, какой площади, с каким ассортиментом и на какой улице находятся. Перечислял, сколько тупов (рулонов) ситца имеется в каждом магазине и как они сложены.
– Это что: наводка на богатую добычу или придуманный в горах стиль кодирования сообщений?
– Вот именно. Шифрование. Хаджи-Мурад инакописанием передавал окольными путями Шамилю информацию о количестве, составе и расположении армии противника. Торговую информацию мог принести любой человек, ездивший на рынки в Грузию.
– Очень интересно, а где же эти письма?
– Какой ты наивный. Думаешь, нам покажут их. Если вообще не уничтожили уже.
– Получается, что вся эта история была стратегическим планом, составленным руководством имамата с подачи самого Хаджи-Мурада. Но неужели не было человека «меньшего калибра», достойного пойти на разведку? Или перед наибом стояли другие задачи?
– Несомненно, важное место в миссии Хаджи-Мурада занимала и разведка. Но она была на третьем месте.
– А на первом и втором что было?
– Главной задачей Хаджи-Мурада было добиться от императора России перемирия на равных условиях (!). Он рассказывал русским о непоколебимости горцев, об их боевом духе, о нежелании подчинятся кому бы то ни было, о том, что Шамиля может победить только он! Этим Хаджи-Мурад убеждал штаб Воронцова в бесполезности ведения войны и в беспомощности всей их имперской машины на земле имамата.
Если этот план не сработает, он хотел добиться передачи в его распоряжение как можно большей военной силы и привести войска в такие дебри Кавказских гор, откуда они никогда не вернулись бы.
– Вроде второй Даргойской кампании?
– Эта кампания стала бы страшнее и позорнее для императорской армии. Но подозрительность Воронцова всё осложнила, что и стоило бесстрашному Хаджи-Мураду жизни. Он был глубоко верующим человеком, и только такие могут отдать жизнь ради высоких идеалов. Он был кристально чистым, преданным делу борьбы за свободу Кавказа человеком, готовым пожертвовать бренным ради вечного. Кавказу были нужны герои. Русским – предатели.