[ Злоупотребление шариатом ]

После каждого вояжа в священные места дагестанские паломники испытывают что-то сродни предательству. Как так? Ведь они платят большие деньги, а условий им не предоставляют никаких. Тем более предательство обидно, когда оно касается религиозных чувств. Втройне досадно, когда обижают люди, которые сами имеют отношение к религии. Мы уже писали о претензиях паломников к организаторам хаджа (см. «ЧК» №№ 1–2, 4. – Прим. ред.). Паломники собираются судиться с турфирмой «Баракат». Но это в будущем, в ближайшей перспективе. Пока же недовольные условиями проведения хаджа организовали мини-собрание возле Центральной мечети…

Так вот, произошло это событие 30 января, примерно в 14:00. Примечательно, что время проведения встречи (на котором настояли представители турфирмы «Баракат») – после пятничной молитвы – не позволило приехать значительной части паломников, имеющих претензии к организации хаджа. Так что собралось где-то около 40 человек. Помимо рядовых сотрудников турфирмы «Баракат», находившихся на встрече инкогнито, в толпе был замечен и директор одноимённой организации Абдурахман Гаджиев. Однако роль защитника турфирмы взял на себя Ахмед Тагаев, ранее работавший в Духовном управлении. Сразу надо отметить, что практически весь разговор проходил на повышенных тонах. Чувствовалось, что Тагаеву спорить не впервой.

 

На повышенных тонах

Как уже было отмечено, децибелы превышали минимально допустимый уровень то ли оттого, что страсти перехлёстывали, то ли потому, что выступающие усердствовали, чтобы быть услышанными всеми окружающими.   
Соль полемики сводилась к тому, что паломники угрожали обращением в судебные органы, тогда как Тагаев напирал на решение конфликта в рамках шариата. Вот неполная запись того разговора (жирным шрифтом даны слова Тагаева):
– Так-так, если мы мусульмане, значит, следуем шариату. Всё!
– Хорошо. Можно вопрос тогда? А те не мусульмане, что ли?
– Кто?
– Это туристическое предприятие не мусульмане? Почему нарушают тогда?
– Аллаху акбар, Аллаху акбар… За нарушение есть наказание. Какое нарушение предусмотрено шариатом, вот такое наказание и будет…
– Вот такое предложение есть. Не надо обращаться ни к алимам, ни в суд. Есть предложение признать свою допущенную ошибку без разбирательства ни судом, ни советом алимов, а лично из заявления паломников признать, что действительно была допущена организационная ошибка, что действительно было взято больше денег, чем подобает, чем предусмотрено расписанием, вернуть паломникам разницу, извиниться в прессе за оскорбление, высказанные слова – и на этом вопрос решается. Есть другое предложение – не надо беспокоить алимов. Это не вопрос для алимов…
– Почему же… (со скепсисом)? Нет, хорошо! Хадж не шариатская норма? Нарушение, которое делает мусульманин, относится к шариату!
Из толпы слышится, едва уловимое «нет».
– Как нет?
– Покажите перечень вопросов, рассматриваемых советом алимов…
– Любой вопрос, любой вопрос!
– Вопрос просвещения не ставится, вопрос науки не ставится…
– Любой вопрос… решается алимами.
– Вопрос ставится о материальном ущербе, нанесённом определённой организацией.
– В том числе и этот вопрос рассматривается шариатским судом.
– А шариатский суд может вынести решение вернуть эти деньги? А?
– Может. Почему не может?
–Не может. Они не делают этого.
Несколько минут из-за хора голосов паломников связной речи не слышно. Сквозь шум то и дело пробиваются слова «может», «не может», «уважение к своему народу», «по справедливости», «Духовное управление». В воздухе запахло самостоятельностью, плюрализмом и в какой-то степени даже бунтарством.  
– Ещё один вопрос. У нас существует Духовное управление. Правильно?
– Т-а-а-а-к…
– …Там есть один хадж, другой, третий… Правильно? Скажите, пожалуйста, а турфирма «Баракат» – это государственная, коммерческая или духовная организация?
– Это коммерческая фирма.
– Она к Духовному управлению отношения не имеет?  
– Нет.
– Всё. Здесь вопроса для алимов нет.
(скептически) Почему ?
– Мы обращаемся к государственному органу.
– Вопрос мусульман решает… шариат.
Спор разгорается с новой силой. Ор только усиливается. И не сразу поймёшь, кто спорит, и только близость от Центральной мечети наводит на мысль, что это не будничная перепалка.
– Оттого, что вопрос решается шариатом, это ни тебе, ни мне не мешает. Никому не мешает.
– Почему?! Почему нет? Почему шариат меня обманул?!
– Шариат тебя не обманывает.
– Можно вопрос? Вот когда в прессе выступали они (имеется в виду выступление по телевидению представителей ДУМД. – Прим. ред.)… Это что? Это шариатская пресса?
– При чём тут шариатская… При чём тут пресса?!
– А потому что выступили, назвали провокаторами этих людей (то есть возмущённых паломников. – Прим. ред.). У людей уже ведь мнение сложилось о них (то есть у телевизионной аудитории о паломниках. – Прим. ред.).
– Есть же человек, который это сказал. Понимаете?
– Тогда фамилию нужно называть его… Тогда нужно было всех заранее позвать в шариатский суд, не ходить в прессу. Зачем в прессу ходили? Надо было тогда нас потянуть к алимам. Когда до дела дошло, сейчас вы говорите, что это шариатский суд…  
Второй голос, перебивая выступающего:
– По телевизору громогласно сказали, что никакого отношения к хаджу Духовное управление не имеет. Вы, насколько я знаю, являетесь заместителем…
– Я не являюсь заместителем.
– Ну представителем Духовного управления.
– Не представителем.
– Почему?..   
Тагаев, перебивая: «Я человек, который хочет нормально всё  решить. Я ни от Духовного управления, ни от кого.
– Просто унижать свой народ там нельзя.
– Нельзя, нельзя…  
После этого спор продолжался. Тем временем корреспондент «ЧК» попытался взять комментарий у одного из активных участников вышеописанного разговора… Вот что сотрудник газеты успел записать на диктофон: «Дело в том, что договор, заключённый между паломниками и фирмой «Баракат», нарушен по вине этой туристической фирмы. Она сегодня эту ошибку не хочет признавать. Паломники недовольны, высказывают свои не только возмущения, но проклятия организаторам этого хаджа. Не надо общество обманывать надуманными лозунгами, надо конкретно предъявлять претензии…»
К сожалению, комментарий взять до конца не удалось, так как корреспондента «ЧК» принудили прекратить запись. Ребята крепкого телосложения (похоже, данная формулировка становит ся штампом для дагестанской действительности) своими чрезмерно активными действиями (попытались отобрать телефон, на диктофон которого велась запись) заставили корреспондента «ЧК» ретироваться.

 

Суд, а не шариат

Вообще, разговор о том, как решать конфликт между физическим (паломником) и юридическим лицом (турфирмой), не должен был подниматься. Россия – это светское государство, на территории которого действует единый для всех закон. Он предусматривает, каким образом нужно разрешать спор. И нарушения договорных обязательств в первую очередь влечёт их рассмотрение в суде, в гражданско-правовом порядке. Сам договор, который подписывали паломники, носит именно гражданско-правовой характер (п. 2.4. договора). Более того, в договоре (п. 5.3) говорится: «в случае невыполнения агентством тех или иных условий договора, предъявлять агентству обоснованные и документально подтверждённые претензии и требовать их рассмотрения в установленном законом порядке».  
В ситуации с паломниками нарушение договорных обязательств налицо. Во-первых, без уведомления паломников в одностороннем порядке был изменён договор, и вместе того, чтобы, как это предусмотрено договором, они вылетели рейсом из Махачкалы, их для этой цели повезли в Баку. Денежную разницу, которая существует в цене между рейсами в Саудовскую Аравию из Махачкалы и Баку (последний дешевле), паломникам не вернули. Не было обеспечено медицинское обслуживание и так далее. Нарушений предостаточно, чтобы без проблем выиграть спор в суде. Может, поэтому так сильно хочется некоторым лицам перевести спор из правовой плоскости в религиозную, то есть разрешить его по шариату. Однако паломники этого не желают. Видимо, потому что не доверяют совету алимов, который, как известно, созывается из представителей ДУМД. Да и вряд ли этот совет примет решение вернуть лишние деньги, которые паломники потратили в Саудовской Аравии, не говоря уже о возмещении морального вреда (который тоже определяется в денежном эквиваленте).
Взыскание понесённых расходов, не предусмотренных договором об оказании услуг туроператором, и компенсация морального вреда – это наиболее частая формулировка при подаче искового заявления в таких случаях. В частности, подобное исковое заявление рассматривалось мировым судьёй Кизилюрта Муххамадом Шахрудинилом. Тогда Магомед Ибрагимхалилов и турфирма «Баракат» заключили мировое соглашение. Ибрагимхалилов взамен на публичные извинения отказался от иска, в том числе и от требования возмещения моральной компенсации в размере 100000 рублей.  

 

Открытый вопрос?

А если все паломники подадут вот такие иски? Если будет прецедент? Какие суммы может тогда потерять турфирма «Баракат»? Трудно сказать. Куда более понятны те суммы, которые турфирма получает за счёт завышенной стоимости паломничества. «ЧК» провёл некоторые расчёты и пришёл к собственному мнению (см. таблицу). Корреспондент «ЧК» в ходе пресс-конференции, организованной турфирмами, спрашивал, из чего складывается сумма 82500 рублей, необходимая для оплаты поездки в хадж. Чёткого ответа не последовало, хотя было обещано, что расчёты будут предоставлены. Данный вопрос всё ещё остаётся открытым.





Номер газеты