Все мы, продающие и реализующие, молимся Богу, чтоб он обеспечил нам хороший потребительский спрос. Именно он в условиях рыночной экономики определяет не только цену товара, но и доход продавцов.
Спрос, как правило, имеет сезонный характер. Связано это с массой объективных и субъективных факторов. Есть зависимость и от вида реализуемой продукции или услуг. Что-то продаётся только зимой, что-то – только летом. Есть товары, продажа которых не зависит от времени года (продукты питания, услуги связи и т. д.).
Меня всегда интересовало, для чего и кем придумываются праздники? Праздными людьми, эдакими вальяжными сибаритами? Или, может, государство вводит их для всеобщего людского блага?
Отнюдь нет. Праздники придумали продавцы. Вспомните, в чём заключается суть того или иного праздника? Она заключается не только в поздравлениях от первого лица страны или республики. Ощущение торжественности момента придают два неотъемлемых атрибута – обильный «праздничный» стол и подарки, которыми мы одаряем родных и близких. Естественно, что эти две повинности заставляют всех празднующих раскошеливаться и тратиться. Залповое осуществление этих двух действий рождает спрос. Спрос бешеный, праздничный...
Дагестан – республика контрастов. Здесь переплетаются обычаи и традиции, взятые из различных мировых религий. Мы празднуем христианский (он же государственный) Новый год, мусульманский Ураза-байрам, католический День Валентина, опять мусульманский Курбан-байрам, раскольнический Старый Новый год, мусульманский Новый год, международный Женский день, чисто советский продукт – 23 февраля и т. д. и т. п.
Думается, что аппетиты дагестанцев-продавцов не удовлетворятся этой праздничной какофонией и в целях ослабления семейного бюджета дагестанцев-потребителей они придумают ещё пару-тройку знаменательных дат, которые нам придётся в добровольно-принудительном порядке праздновать только потому, чтобы всё было «как у людей». Таким образом, дагестанский День благодарения (made in USA) или День рождения Конфуция (made in China) совсем не за дагестанскими горами.
Всё это делается без оглядки на собственную религию – ислам, адептами которой, как гласит статистика, являются около 95 % дагестанцев. Главное, чтоб сметали-покупали, главное, чтоб много… Главное, как говорится, чтоб спрос стоял и деньги были.
Торговля, по исламу, занятие приветствуемое и одобряемое. Спрос, само собой, – это неотъемлемая часть любой торговли. Только вот лично мне не совсем бывает понятно, почему, дагестанские продавцы используют не совсем баракатные способы ведения торговли? Почему аяты и суры из Корана, которыми они увешены, не получают реального претворения в жизнь? Почему на праздники повышаются цены на товары, особенно на продукты питания? Можно понять это явление на Новый год, когда по всей стране идёт предпраздничное спекулятивное поднятие цен. Но почему цены повышаются на Ураза-байрам!? Что, конфетная фабрика «Рот Фронт» или кондитерский концерн «Бабаевский» повышают отпускные цены именно на плавающие во времени мусульманские даты? Не верю! Это всё те же спекулятивные делишки, но уже в чисто дагестанском исполнении. Так будьте ж мусульманами, бойтесь Аллаха!