Пост в месяц Рамадан обязан держать каждый способный на это разумный совершеннолетний (в шариате под совершеннолетием подразумевается половое созревание) мусульманин. Необходимо приучать детей держать пост начиная с семи лет и наказывать их за оставление поста с десяти лет, если они имеют для этого силы и возможности.
Как определить начало и конец месяца Рамадан
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предписал мусульманам естественный способ определения начала и конца месяца Рамадан, облегчённый для уммы и доступный для всех людей, в котором нет никакой сложности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев его (месяц), и отпускайте пост, увидев его, а если он будет скрыт от вас, дополняйте количество дней шаъбана до тридцати» (Аль-Бухари, Муслим). Таким образом, начало и конец месяца Рамадан наступают при любом из двух условий: 1) появление месяца (луны), 2) истечение тридцати дней предыдущего месяца. Если правдивый человек утверждает, что он видел луну, этого достаточно, чтобы объявить начало месяца Рамадан (или праздник) для всех мусульман, проживающих на территории соответствующего часового пояса.
Что делает пост недействительным
Отсутствие намерения. Каждую ночь (от заката солнца до наступления времени утренней молитвы) постящийся должен вознамериваться держать пост следующего дня. Под намерением не имеется в виду произношение или какой-то особый ритуал. Сомнения, возникающие у людей в этой связи, в большинстве своём являются наущениями шайтана, на которые не нужно обращать внимания. Если человек собирался поститься или, например, встал для утренней трапезы, этого достаточно.
Интимная близость. Речь идёт непосредственно о половом акте, который портит пост, даже если не происходит семяизвержение. Если человек совершит его по забывчивости, под принуждением или не зная о запрете, то пост не портится. Умышленные действия, приведшие к семяизвержению, также портят пост.
Поцелуи и ласки во время поста дозволены тем, кто контролирует свои чувства и не опасается извержения семенной жидкости. Со слов Айши сообщается, что «во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас» (Аль-Бухари).
Если человек проснулся в состоянии осквернения (после половой близости) или поллюции, это не вредит посту. Он должен лишь искупаться (см. сахих аль-Бухари, 1925, 1926). Пост также не портят непроизвольные поллюции в течение дня.
Умышленно вызванная рвота. Неумышленная (непроизвольная) рвота пост не портит.
Попадание чего-либо в организм через рот, нос, уши. Если человек поест или выпьет что-либо по забывчивости (пусть даже в большом количестве), это не портит пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто, будучи постящимся, поел или попил по забывчивости, пусть продолжает пост, – поистине, это Аллах напоил и накормил его» (Аль-Бухари, Муслим).
Если постящийся вспомнил о посте, и у него во рту находится пища, он должен её выплюнуть. Если кто-либо увидит, как другой принимает пищу, он должен напомнить ему о посте.
Случайно проглоченная или попавшая в рот или нос вода также не портит пост.
Пост портится при вероотступничестве и не будет действительным при послеродовых и менструальных выделениях (даже если они начались в течение светового дня). Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «У нас начиналось это (месячные) и нам было велено возмещать пост и не было велено возмещать молитву».
Пост также портит потеря рассудка, но не портит потеря сознания, если постящийся был в сознании хотя бы мгновение в течение дня.
Что желательно (сунна) при посте
Желательно спешить с разговением, если человек убедится в заходе солнца (см. сахих аль-Бухари, 1957). Пост желательно открывать тремя финиками, если только нет, то одним; если фиников нет совсем, то желательно открывать пост водой. При разговении желательно говорить: «Аллагьумма, ляка сумту, ва гIаля ризкика афтIарту» («О Аллах, ради тебя я постился и из твоего удела разговляюсь»). Желательно кормить постящихся и есть вместе с ними.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре (трапеза) благодать» (Аль-Бухари). Сухур не является обязательным условием поста, как многие полагают, а является сунной. Его желательно откладывать ближе к рассвету (времени начала утренней молитвы).
Желательно искупаться до рассвета, если намеревающийся поститься находится в состоянии осквернения. Во время поста предпочтительнее воздерживаться от поцелуев и ласк.
Для постящегося особенно запретны ложь и сплетни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Как много тех, кому их пост не приносит ничего, кроме голода». А также: «От того, кто не воздерживается от лжи и присутствия там, где лгут, Всевышний не требует воздержания от еды и питья» (Аль-Бухари).
В месяц Рамадан желательно запасаться продуктами, проявлять особую щедрость по отношению к своим соседям, больше читать Коран и давать милостыню, проводить больше времени в мечети.
Кто не должен держать пост
Мусульманин не должен держать пост, если он (пост) может оттянуть выздоровление постящегося или ухудшить его состояние. Это не касается болезней, которые не связаны с постом. Не поститься может и здоровый человек, которого вследствие поста может постигнуть болезнь, на что должно быть веское предположение, как, например, консультация врача.
Также пост необязательно держать путнику, если он отправился в дорогу до наступления времени утренней молитвы. Однако пост в пути предпочтительней.
Каждый, кто пропустил пост по уважительной причине или без неё, обязан возместить его. Желательно (обязательно, если пост был пропущен без уважительной причины) сделать это как можно быстрее. Тому, кто нарушил свой пост без уважительной причины, запрещено есть и пить до заката солнца, несмотря на то, что его пост не принимается Всевышним Аллахом.
Как необходимо искупить пропущенный пост
Если мусульманин нарушил или не держал пост без уважительной причины, он должен возместить этот день поста и накормить одного бедняка (выплатить один мудд – приблизительно 600 грамм сыпучих тел, которые имеют широкое хождение в данной местности). Мусульманин, не державший пост по уважительной причине, лишь возмещает его. Однако и ему необходимо будет выплатить по одному мудду за каждый пропущенный день поста, если он без уважительной причины отложил его возмещение до наступления следующего месяца Рамадан.
Мусульманин, не соблюдающий пост по причине старческой дряхлости или болезни, при отсутствии надежды на выздоровление, должен лишь выплачивать мудд за каждый пропущенный день поста.
Беременная или кормящая грудью женщина в случае, если она не постилась, опасаясь лишь за здоровье ребёнка, должна возместить пост и выплатить мудд за каждый пропущенный день (в этом вопросе мнения правоведов расходятся, здесь же озвучено мнение, основанное на мазхабе имама аш-Шафии). Если же женщина не постится, опасаясь за свою жизнь или здоровье, она лишь возмещает пост.
В случае, если мусульманин нарушил пост умышленным половым актом, он должен покаяться и соблюдать пост на протяжении двух месяцев подряд. Если он не способен на это, то ему необходимо накормить 60 бедняков (дать один мудд каждому из них).
Начало и конец дня поста
Время поста начинается с рассветом (не путать с восходом солнца) – наступлением времени утренней молитвы. Если утренний азан читают точно по времени, согласно местному расписанию (а у нас именно так), то необходимо прекратить есть сразу же, как только зазвучал азан. Более того, постящийся не должен проглатывать пищу, которая находится у него во рту.
Если же постящийся сомневается в наступлении рассвета, то он имеет право есть, пока сомнения не отпадут. Имам Ахмад сказал: «Если постящийся сомневается в наступлении рассвета, пусть ест, пока не перестанет сомневаться». Ан-Навави пишет: «Ученики аш-Шафии единодушны в том, что сомневающемуся в наступлении рассвета разрешается принимать пищу». Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (сура «Корова», аят 187).
Время поста прекращается с заходом солнца (наступлением времени вечерней молитвы).
Закяту ль-фитр
Налог разговения (закяту ль-фитр) – это вид закята, выплата которого по завершении Рамадана обязательна для каждого мусульманина, независимо от возраста и пола. Со слов ибн Умара сообщается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал обязательной уплату налога по случаю прекращения поста в Рамадане в размере одного са’ фиников или одного са’ ячменя с каждого человека из числа мусульман, будь то раб или свободный, мужчина или женщина, ребёнок или взрослый» (Аль-Бухари, Муслим).
Закяту ль-фитр был предписан в качестве очищения постящегося от того, что могло быть совершено им из пустословия и сквернословия, а также с целью оказания помощи бедным и нуждающимся. Этот налог обязателен для мусульманина, у которого имеется необходимое пропитание для себя и для тех, кто находится на его иждивении, на одни сутки и поверх этого имеется еще один са’ (четыре мудда). Он обязан уплатить закят от себя и от тех, кого должен обеспечивать: жены, детей и т. д.
Обязательный размер «закята разговения» – один са’ таких продуктов, как пшеница, ячмень, финики, изюм, творог, рис, кукуруза и других. Абу Ханифа допускает выдачу их денежного эквивалента, что многие современные учёные считают более приемлемым в сегодняшних городских условиях. Время уплаты наступает с момента захода солнца в ночь на праздник. Преждевременная выплата (в течение Рамадана) дозволена. Желательно выплатить закяту ль-фитр до праздничной молитвы (утро дня праздника) и запрещено откладывать выплату до следующего дня.
Номер газеты
- 3 просмотра