По некоторым письменным данным (надписи на плитах), селению Согратль Гунибского района около 1 000 лет. Мало это или много? По историческим меркам вроде и не очень много. А для богатого разного рода событиями, довольно часто выходящими по значимости и последствиям за границы отдельно взятого населённого пункта, а иногда и целого региона, это весьма приличный возраст.
Чем привлёк в те далёкие времена гонимых представителей совершенно разных народностей, которые осели здесь и составили базовую основу согратлинского этноса, этот край?
Если выразиться образно, мне лично хочется верить в то, что их, прежде всего, привлекли свобода, свободолюбие, свободомыслие и сопутствующие им условия бытия.
Селение мастеров, ремесленников, богословов, мыслителей, учёных. Прекрасно осознавая, что самовосхваление, превозношение своего, родного, не самое лучшее качество человека, сошлюсь на серьёзные авторитеты.
Сын Джамалудина Кази-Кумухского Абдурахман: «Согратль – родник учёных, богобоязненных, благочестивых и поклоняющихся храбрецов и смельчаков, ювелиров и потомственных кузнецов, что от древних предков. С древних времён Согратль славится прекрасными наездниками и меткими стрелками, могилами шейхов, красивыми женщинами.
В Дагестане во всех этих делах нет селения, равного и подобного Согратлю».
Согратль был одним из признанных просветительских центров, арабо-мусульманской культуры в Дагестане. Здесь находилось известное в округе медресе, где в год обучалось (логика, философия, риторика, богословие, арабский язык, мусульманское право и т. д.) 250–300 учеников – представителей практически всех народностей Дагестана.
Здесь учились, получили духовно-нравственное воспитание все четыре имама Дагестана: Газимагомед, Гамзат-Бег, Шамиль и Гаджимагомед. В этом медресе получили образование, углубили свои знания люди, которые впоследствии стали известными, авторитетными учёными, богословами, блестяще образованными людьми. К примеру, здесь учились: Муртазали сын Сурхай-хана, Джамалудин Кази-Кумухский, Али Каяев, Магомед Ярагский, Узун-Хаджи Салтинский, Сайфулла-кади Башларов, Магомедмирза Мавраев, Халилбек Мусаев (Мусаясул) и так далее. Приведу цитату из книги Халилбека Мусаясул «Страна последних рыцарей»: «Знаменитое Согратлинское медресе в нашем представлении было по сравнению тем же, что Сорбонна для средневековой Европы…»
Нет сомнений в том, что знаменитый художник знал, о чём говорит, и сомневаться в искренности и правдивости его слов не приходится.
В XVIII–XIX вв. Согратль, как центр Андалальского вольного общества, впрямую был втянут в два (по один на век) исторических, определивших не только его будущее события.
Разгром в 1741 г. объединенными силами народов Дагестана на территории Андалальского общества войск иранского шаха Надира. На месте решающей битвы, в местности Хициб, в 2004 году был воздвигнут памятный мемориал «Ватан».
В 1877 году Согратль стал центром восстания горских народов против царизма. Итог неравного сражения – сожжение села и выселение сотен жителей в дальние регионы России.
Определяющим фактором для восстановления разрушенного села (собирание воедино разбросанных по хуторам оставшихся жителей села) стал поднятый (и принятый) в 1879 году вопрос о необходимости постройки Центральной мечети. Что и было сделано.
Мечеть (как и другие квартальные) функционировала до 30-х годов XX века, когда её постигла судьба многих религиозных учреждений по всей стране – она была закрыта, а само здание – переведено под совершенно другие цели.
После долгого перерыва она вновь была открыта в новые времена – в 1989 году. Но в 2012 году (ночь 22 декабря) произошла трагедия – мечеть и достроенный в советский период на втором этаже сельский клуб сгорели практически полностью.
Здание (думаю, не слишком ошибусь, если скажу «ставшее одним из символов, украшением села») в считанные часы превратилось в груду обгоревшего материала.
На своём месте была только башня, израненная, изуродованная. Работы по расчистке, разборке начались практически сразу. Вскоре, 22 марта 2013 года, приступили и к строительству новой мечети.
К осени этого года (масштабные для горного селения, можно уверенно добавить, и не только) работы по строительству новой, сохранившей стиль и образ старой, мечети имени шейха Абдурахман-хаджи ас-Сугури и облагораживанию прилегающей территории были завершены.
И 30 сентября состоялось её официальное открытие. Мероприятие, посвящённое открытию, собрало большое количество (ориентировочно 600–700) односельчан и гостей из многих регионов республики. В числе гостей были: большая делегация сотрудников муфтията во главе с заместителем муфтия, представители религиозных структур территориальных округов, многих районов и городов, руководство Гунибского района, представители соседних сёл и так далее. Началом мероприятия стал маджлис, проведённый в новой мечети, где с проповедями выступили известные богословы, религиозные деятели республики.
Как известно, Магомед Ярагский, авторитетный богослов, шейх и мюршид, учитель наших имамов, многих исламских учёных и мыслителей, в их числе и Абдурахман-хаджи ас-Сугури, в своё время учился в Согратлинском медресе. А в 30-е годы XIX века, гонимый за свои мысли и идеи, дух свободы, нашёл свой приют в Согратле. Четыре года жил и творил здесь, здесь же и нашёл свой покой. Безусловно, он почитаем во многих регионах, но в Согратле к нему особое отношение – здесь его зиярат и сюда всегда, даже в тяжёлые годы, многих вела знакомая тропа.
И после маджлиса и обеденного намаза все участники (в их числе и прямой потомок мюршида, имам Магарамкентского района), безусловно, посетили этот зиярат. Пусть примет Всевышний прочитанные здесь и в самой мечети дуа правоверных.
P. S. У Согратля богатая, непростая, нелёгкая история. Но он всегда выходил из тяжёлых ситуаций, не потеряв свой образ, своё лицо.
Да и последний период был далеко не простым как в целом для селения, так и для сельчан. Его довольно больно терзали, разъедали большей частью внутренние неувязки, подпитываемые политико-финансовыми играми.
Но и тут виден просвет, наметился новый вектор развития. И открытие новой мечети, построенной средствами и силами односельчан, станет, должно стать, фактором обновления, единения, сплочения села.
Да будет так. Аминь!
Главный редактор
газеты «Согратль»
Абаш Абашилов
- 144 просмотра