Новый взгляд на старую тему

Я получаю звонок и текст. Как обычно, начинаю читать первые строки небрежно, с недоверием, напрягаюсь и далее чувствую, что меня затягивает. Проверяю на плагиат – стопроцентная уникальность, начинаю доверять автору. Я с детства увлекаюсь чтением и люблю в основном зарубежных авторов. А тут реальный русский роман с реальными людьми на реальных событиях. Захожу в Интернет и начинаю разыскивать события, отголоски которых отдаются в российском обществе до сих пор. Это Афганистан.

Поэтому вопрос об актуальности, нравственности и ценности для общества отпадает – среди нас живут люди, которые продолжают воевать уже с последствиями той войны с синдромом «забытого и отброшенного». Тема старая, а взгляд автора на событие – новый. Он старается подмечать тончайшие детали своих героев, окружающего мира и анализ причин, почему так случилось. Это я называю талантом, как он выразился в книге: «Писатель не тот, кто может писать, а тот, кто талантливо переживает за других».

Чтобы талантливо переживать за других, надо самому иметь опыт и глубокий внутренний мир, а этого у автора не отнять: инженер по специальности и квалифицированный переводчик по трём иностранным языкам – английский, арабский и испанский. Это придаёт произведению особый колорит и веру в логику анализа событий.

Роман, который вы собираетесь прочесть, вовсе не документальный, как может показаться в самом начале. Он о любви, боли, прощении, со своими тайнами и открытиями, детективными эпизодами и, конечно, мистикой, ведь всё начинается со сна и боли в зубе.

Как в любом художественном произведении, тайна захватывает с самого начала. Но, кроме этого, будут настоящие откровения – про войну, политику и её лидеров.

С одной стороны, книга об одном человеке, с другой стороны – это эпопея, так как происходящие в ней события охватывают четыре поколения. Используя сложные литературные композиции, автору удалось передать жизнь всех поколений, рассказать про каждого в отдельности, объединить в целое и раскрыть тайну, которая была выстрадана и, может быть, расценена как подарок.

Итак, что это за книга, которую написал Алевсет Дарчев?

Название книги говорит о том, что главным героем является человек, который не просто связан с Афганистаном, а действительно прошёл войну и стал инвалидом. Сами по себе возникают вопросы. Что такое война? Кому она нужна? Кто является пешками в ней? Кому действительно выгодно это?

Мы привыкли обвинять во всём власть, и её интриги как бы нас не касаются. Мы знаем, что наши мысли и поступки ничего изменить не могут – слишком далёк обычный человек от права что-то менять.

Но эта книга опровергает такое мнение.

Автору удалось показать политических лидеров того времени, а именно Леонида Брежнева – как человека, которому решение о начале войны в Афганистане далось с большим трудом. И как сложно принимать такие решения, не имея правдивой информации, и как понять то, что люди, которым бесконечно доверяешь, могут оказаться предателями.

Брежнев в этой книге совсем не тот гротескный старик, а настоящий философ и прежде всего человек, который любит свой народ. Его слова: «Политика делает и мир, и войны, а политику делают люди по своим интересам, и никто не думает о судьбе солдат, которых они решили бросить в огонь войны» – дорогого стоят.

Книга  переносит нас в то время, когда решался вопрос войны и мира, и  автор чудесным образом приводит читателя к ощущению причастности. Единственное, о чём жалеешь, – что ничего не можешь изменить.

Люди другого поколения и других ценностей. Афганский генерал с чувством гордости сравнивает шурави с американскими солдатами и делает вывод о том, что шурави – это высокий дух и принципы морали, через которые они не переступали даже в моменты опасности. Они не боялись смерти – в них было что-то превыше смерти.

Даже убитые шурави у афганских воинов вызывали восхищение. После пыток и убийства шурави, моджахед рассуждал, обращаясь к палачу: «Ты убил его тело, но не дух. Он – настоящий воин».

В многонациональной стране людей не делили по национальностям. У таджика по имени Руксат не возникло вопроса, когда ему предложили идти на смертельную операцию по спасению офицера. Он согласился без колебаний, хотя его к этому не принуждали – надо так надо.

Когда читаешь роман, документалистика и репортёрство отходят на второй план, а вместо этого появляется ещё один образ – матери Семёна. И тайна связана именно с ней. Эта женщина, наверное, – самый главный антипод войне. И каждый её день – это борьба против зла и насилия по всему миру. Кажущуюся простой истину необходимо было доказать и отстоять. Она пишет мемуары, находя при этом слова поддержки и помощи от таких же, как она, пострадавших от горя. Это действительно была та женщина, у которой ум, воля и доброта пробуждали в людях желание жить.

Стержень книги надёжен и прочен. Ещё один герой со своими недостатками и издержками профессии замечательно представлен автором. Это полицейский, непродажный на редкость. Но лишь такое отношение к жизни было для него приемлемым. А по-другому и быть не могло, но забегать вперёд не будем.

Дарчев как психолог замечает в людях то, на что другие могут не обратить внимания. По сути, он откровенно продемонстрировал своё отношение к истории, добру и злу, готовности людей на самопожертвование ради других.

Отрицательный герой? Есть. Это война, которая, как призрак, преследует время, в котором живут герои – от Афганистана до Донбасса.

Но в этом произведении нет человеческой ненависти, а это очень важно, ведь настоящая литература – это не чернота боли и отвращения. Это прежде всего повествование, не всегда радужное, но и не мрачное – просто жизнь.

Сказать честно, я прочитала роман несколько раз и каждый раз погружалась в новые глубины человеческой души. Я полюбила героев и хотела бы, чтобы окружающие были похожи на них.

У меня сложилось такое чувство, что рукопись не закончена, и можно не сомневаться, что у автора уже готово продолжение. Надеюсь, что это будут не менее увлекательные писательские раздумья о людях незабываемых лет. История об этом действительно заслуживает уважения от современников и потомков.

 

Анна Кудрявцева, писатель, журналист

 

Рецензия на произведение Алевсета Дарчева

 

Номер газеты