Старая латинская пословица про то, что «храброму вся земля – родина», бывает очень полезна в том случае, если вам приходится маслиатить две поссорившиеся на национальной почве стороны. Суть её проста – у мужчины может быть только одна национальность, которую стоит назвать простым словом «мужество». Больше никаких других делений на этносы и языковые группы быть не может. Потому что если мужчина поступает не по-мужски, то правильная запись в паспорте не спасает его от жестокого наказания…
У нас в цеху всегда обсуждаются глобальные проблемы всего человечества. Цены на углеводороды, дефолты отдельных развивающихся государств, возможности прямого военного столкновения Китая и США, внутренняя политика российского и дагестанского правительств – всё это ежедневно становится предметом жарких споров и обсуждений во время обеденных перерывов и при коротких передышках в работе. Причём, насколько мне известно, очень часто спорщики продолжают свои диспуты и после окончания смены, пропуская кружечку-другую в ближайшем пивбаре по пути домой. Мне, конечно, не по чину встревать в такие диалоги своих подчинённых, но, признаться, иногда приходится в них вмешиваться, дабы выступить в качестве эдакого третейского судьи. Ведь чаще всего спорщики не находят точек соприкосновения, что грозит перерасти в более жаркий конфликт с использованием физической силы (все мы – люди горячие). Поэтому упреждающий удар с моей стороны – дело нужное и обоснованное. Иначе бы у меня люди не работали, а только воевали друг с другом.
Последним спором в нашем коллективе был «диалог культур» (как я его обозвал). Мастер Джабраил (здоровенный пожилой аварец) спорил с раскройщиком Мухтаром (не менее здоровый и не менее пожилой лакец) на тему национального квотирования постов в республиканских высших властных эшелонах. Джабраил ратовал за соблюдение принципа «Каждой нации – свой пост». Мухтар упирал на то, что в этом случае некоторые народы остаются ущемлёнными. Как всегда бывает в Дагестане, обмен мнениями довольно быстро перерос в словесную перепалку с переходом на личности и вот-вот грозил перейти в стадию поножовщины. Конечно же, пришлось вмешаться…
В моей концепции мирового устройства есть несколько аксиом, которых я стараюсь придерживаться. Одной из таких является абсолютное неприятие национального вопроса. У меня есть «дурная» привычка – я оцениваю людей не по их цвету кожи, национальности или земляческим качествам. Мне важно, прежде всего, кто этот человек по своим человеческим (простите за тавтологию) и профессиональным качествам. Если передо мной стоит дурак в кубе, то его не спасёт то, что он, как и я, является, к примеру, даргинцем. И меня радует, что я в своих критериях оценки людей далеко не одинок в Дагестане…
Но, вернёмся в цех. Как вы уже поняли, оба моих работника вели разговор исключительно с позиций своих национальных интересов. Прикинув, что если полностью исключить эту категорию из спора, то он исчерпается сам собой, я приступил к атаке…
«Значит, национальное квотирование, говорите? Джабраил, а ты в курсе, что у меня на фирме тоже введено национальное квотирование? Мастерами, например, могут быть только даргинцы. А аварцам у нас принадлежат места закройщиков? Мухтар! А по тем же квотам лакцев мы определяем только на пост офисных менеджеров! Готов ты бросить свой высокооплачиваемый труд и перейти на менее оплачиваемую работу ради соблюдения прав лакского народа?» И оба пожилых и весьма уважаемых мною человека вдруг замерли, переглянулись и…засмеялись. Они ведь в курсе, что для меня нет разницы, какой этнос представляет тот или иной человек. Мне ведь важно только, кто он по своим качествам. Ведь у настоящего мужчины может быть только одна национальность, которую стоит назвать простым словом «мужество»…
Один человек пришёл в гости к своему знакомому. Обрадованные встречей, хозяева бросились привечать своего приятеля.
– Ну, жена, готовь постель гостю, прикажи зарезать курицу, подай вина, завари кофе, приготовь обед.
Жена постелила гостю разукрашенный розами арцахский ковёр, поверх ковра постелила матрац, на него – одеяло и, наконец, подушку.
Через день хозяева убрали подушку, через два – одеяло, через три – матрац. На четвёртый день гость стал прощаться с хозяевами и собрался уходить. Хозяева дома спросили:
– Почему уходишь от нас так рано, что случилось, чем мы тебе не угодили, кто тебя обидел? Не уходи, оставайся ещё.
Гость ответил:
– Вы мне ничего плохого не сделали, а ухожу я не рано. Я должен был уйти тогда, когда вы убрали подушку.
- 14 просмотров