О Гоцатле, родине второго имама Дагестана Гамзат-Бека, слышали многое и с давних времён. Это не только сады с фруктовыми деревьями и не знаменитая в определённых кругах «гоцатлинка», а это, в первую очередь, один из известных на протяжении вот уже нескольких сотен лет центров народного искусства — обработки камней, металла и пряжи.
Мифы и легенды
Первые поселения на территории Гоцатля археологи датируют V–VIII вв., но поселение стало аулом только после нашествия Тимура — в XIII–XV веках. Интересно происхождение названия «Гоцатль». Одни утверждают, что оно имеет аварские корни — слово «мёд» созвучно названию аула, другие — что оно связано с наименованием хребта, на скалах которого аул расположен. Самая интересная версия гласит, что грузины, отпущенные хунзахскими ханами за талант и мастерство, нашли в этом месте колодец, назвав его чистым и прозрачным — «хуцутлинским», и основали тут аул Гоцатль.
Гоцатль не случайно стал одним из художественных центров Дагестана. Аул находится в очень живописном месте и издревле привлекал к себе мастеров камнерезного искусства, тут же зародилось производство безворсовых ковров «давагъин».
Существуют и другие версии зарождения в этой зелёной, укрывшейся среди суровых скал и быстрых рек горной долине аула Гоцатль. Одни гласят, что 300 лет назад некий мастер Ахкубек решил основать село, в котором будут жить только умельцы, и отбирал он их даже среди пленников, причём весьма изощрённым способом. Другие говорят о залежах неких металлических пород, заманивших сюда обработчиков металла.
О мастере Ахкубеке существует и другая легенда, согласно которой гоцатлинцы, решившие, что в селе должны быть свои мастера — медники, совершили набег на один из аулов мастеров, где похитили несколько человек, но ни один из них не признавался в том, что он работает с металлом. Тогда гоцатлинцы придумали хитрость и разбросали по тропе древесный уголь вперемешку с кусками меди, которая в те годы ценилась очень высоко. Настоящий мастер не смог бы пройти мимо такой драгоценности — им оказался тот самый Ахкубек.
Эпоха меди
Главным делом гоцатлинцев в XVII–XVIII веках был медно-чеканный промысел. Он приносил неплохой заработок мастерам, к которым за котлами для приготовления традиционной пищи приезжали со всей Аварии. Составив своеобразную конкуренцию кубачинцам, испокон веков отливавшим и продававшим по всему Кавказу свои «ашаки», мастера Гоцатля облегчили задачу землякам из окрестных сёл и округов, которым больше не приходилось держать далёкий путь в сирагинские горы.
Время шло, развивались и способы обработки. В обиходе местных мастеров появились и новые сплавы — латунь (медь с цинком) и мельхиор (медь с никелем). Выросло также число мастеров, каждый из которых хотел быть лучшим. Началась эпоха водоносных кувшинов. Ах, как популярны были эти волшебные сосуды на Кавказе, и какую славу они приносили мастерам, их возделывавшим! Ведь поход за водой — это не просто необходимость, которую вызывали ежедневные потребности горцев в воде, это целый обряд. Женщины наряжались в самый красивый повседневный наряд, обвешивались украшениями и, закинув кувшин за плечи, каждый божий день шли к роднику, как на праздник. Сколько возможностей на время избавиться от домашних хлопот и суеты давал поход за водой бедным горянкам! Тут и встречи с подружками, и дефиле нарядов и украшений, но самой главной традицией в этом действе являются смотрины невесты молодыми людьми. А чтобы не ошибиться и случайно не попасть под чары многодетной матери или кем-то горячо любимой жены, существовали разные виды кувшинов, по которым парень и определял положение девушки. Для девочек лудили маленькие «гулгуны», для девушек среднего размера «парчи», а для женщин — большие «эреты», в которые умещалось до 15 литров воды. Все кувшины украшались с помощью чеканки или выгравированного орнамента.
Кроме кувшинов гоцатлинские умельцы изготавливали медные подносы с чеканными узорами, и котлы, которые использовались в свадебных обрядах, а затем оставались в качестве приданого в доме жениха как часть убранства кунацкой комнаты.
Век серебра
Параллельно с медно-чеканной продукцией гоцатлинцы производили и серебряные женские украшения — браслеты, серьги, кольца, подвески, кулоны, пояса, заколки с черневым узором, с использованием зерни и вставок из поделочных камней. Эти изделия находили сбыт по всему Дагестану. Каждый дагестанец считал честью для себя подарить своей невесте свадебный серебряный набор, в который входило не только всё перечисленное, но и нашивки на головной убор, пуговицы, заколки из серебра.
Конец XVIII века стал переломным для гоцатлинских мастеров. Натянутые отношения кавказцев с крупными державами вызывали потребность в оружии. Однако ношение оружия было не только необходимостью, но и проявлением статуса горца. Поэтому оружие должно было быть красивым и благородным, то есть изготовленным с применением драгоценного металла. Многие гоцатлинцы сумели сменить профиль и перейти от обработки меди к работе с драгоценными металлами. Учиться тонкостям серебряного дела пришлось не столько у аварских предков, чьи методы прилично устарели, сколько у кубачинских и лакских мастеров. Так зародился особый, гоцатлинский, стиль, впитавший в себя практичность аварского серебряного дела и изящество гравированного чернённого узора.
Большую роль в укреплении ремесла сыграла интересная находка. В 1780-х годах в окрестностях Гоцатля были обнаружены крупные месторождения серы и селитры, которые активно использовались для плавки серебра местными мастерами и привлекали умельцев из других регионов Аварии. В годы ожесточённых боёв горцев с русскими войсками во времена Кавказской войны сера и селитра пригодились для изготовления пороха. Гоцатль снабжал им чуть ли не все вольные общества в округе. До сих пор на гоцатлинском годекане стоит огромный камень — ступка для измельчения древесного угля и серы в порох.
Серебряные кинжалы, шашки, газыри, мужские наборные пояса, отделанные серебром пистолеты и ружья местные оружейники изготовляли в своём, более холодном и сдержанном стиле, чем кубачинские и лакские мастера. Крупный орнамент, минимализм в использовании серебра — серебряные накладки использовались только в тех местах, где нужна особая прочность — это навершие сабли или кинжала, середина сабли с кольцом для прикрепления цепочки, место стыка ножен и эфеса, сам эфес кинжала или сабли, рукоять кремневого пистолета.
Крупный орнамент, чаще белый на чернённом фоне, дополнительный узор на свободном от черни серебряном фоне подчёркивали своей скупой красотой функциональность оружия, как бы говорили о том, что оно создано не только радовать глаз, но и для своих прямых целей — колоть, резать, уничтожать врага. И это оружие было очень популярно в отрядах имама Шамиля.
До начала XX века в Гоцатле производилось всё — от женских украшений до серебряной посуды и оружия, даже огнестрельное оружие делалось по заказам. Много раз искусство серебряников расцветало новыми направлениями и изделиями, много раз приходило в упадок, как, впрочем, и всё дагестанское ювелирное искусство. Мастера выезжали на заработки в города Кавказа и оседали там, открывая мастерские или устраиваясь на работу в мастерские местных ювелиров.
В первой половине XX века ремесло гоцатлинцев пришло в упадок — осталось в селе несколько мастеров-надомников, которые продолжали творить красоту, сохраняя традиционные гоцатлинские узоры — «накьиши» — и не менее традиционные формы изделий.
Гоцатлинский художественный комбинат
Возрождение Гоцатля как аула мастеров связано с именем Магомеда Казиевича Джамалудинова. Как уникальный мастер-эклектик, Джамалудинов состоялся благодаря неожиданной встрече на учёбе в Тбилиси с ювелирами-лакцами — потомками отходников. В мастерской земляков юный Магомед учился азам лакско-грузинского ювелирного дела, и в то же время в голове его прорисовывались традиционные дедовские орнаменты, которыми он некогда любовался и пытался сотворить. Возвратившись в Дагестан профессиональным ювелиром, Джамалудинов заинтересовал Минкульт и Министерство промышленности. По его инициативе в 1958 году в Гоцатле была открыта ювелирная артель, через два года преобразованная в Гоцатлинский художественный комбинат. Несколько лет ушло на становление комбината и его мастеров. В этом огромную помощь оказали друзья из Кубачи. Некоторые молодые мастера-гоцатлинцы месяцами жили в ауле златокузнецов, обучаясь основам ювелирного искусства. В то же время несколько старых умельцев из Кубачи были откомандированы в Гоцатль, где помогали Магомеду Джамалудинову воссоздать гоцатлинскую школу ювелирного мастерства.
Гоцатлинский комбинат, в лучшие годы обеспечивавший работой до 300 мастеров, производил весь ряд изделий из серебра — кольца, серьги, браслеты, броши, пояса, пряжки, а также высокохудожественные изделия — рюмки, стопки, кувшины, вазы, винные и коньячные наборы, серебряные навершия для рогов. На комбинате производился также весь спектр изделий народных промыслов, характерных для Гоцатля и в старые времена — медно-чеканные котлы, кувшины, мельхиоровые рога и безворсовые ковры.
Семидесятые годы были годами расцвета комбината — появлялись новые мастера, имена которых становились известны по всей стране. Это лауреат Государственной премии России имени И. Е. Репина Базарган Гимбатов, мастера М. Батыралиев, Т. Б. Гаджимирзоев, М. Абдурахманов, М. Умалатов, Г. Абдухалилов. Энергия творческого поиска Магомеда Джамалудинова, первого дагестанца — народного художника России, передавалась и им, так что они разрабатывали новые формы изделий, новые сочетания стилей — чернение и крупные филигранные накладки с камнями, новые виды узоров.
Гоцатль всегда отличала строгая сдержанность графически выверенных узоров. Если кубачинский мастер стремится плотно заполнить всю поверхность изделия тонким сплошным узором, то гоцатлинец украсит центральную часть изделия крупным рисунком, в который может вплести тонкую вязь черни. Характерны несколько видов узоров: «жураб-накъиш» — декоративные стилизованные цветы и листья, расположенные в строгой последовательности, и «дамган» — симметричный орнамент для женских украшений. Существует также два вида узора — «кахаб» и «чеэраб-накъиш», которые зеркальны друг к другу — белый узор на чёрном фоне или чёрный узор на белом фоне. Сочетание всех этих видов орнамента даёт неповторимую особенность гоцатлинского ювелирного изделия.
Множество дипломов международных и всесоюзных выставок привозили гоцатлинские художники — и с выставок на ВДНХ, и с всемирных выставок «Экспо», и с ювелирных и художественных выставок и ярмарок. Изделия Гоцатлинского художественного комбината можно увидеть сегодня во многих музеях страны: Государственном историческом музее (ГИМ), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном музее искусств народов Востока (ГМИНВ) в Москве; в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, а также в республиканских музеях — Дагестанском объединённом историко-архитектурном музее им. А. А. Тахо-Годи и Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Ювелирное искусство Гоцатля сегодня
Гоцатль всё ещё прежний. Здесь, как и прежде, помнят дело своих отцов и дедов. Но главное богатство, доставшееся гоцатлинцам от предков, — открытость и добродушие. Людей не делят на своих и чужих, не делят гоцатлинцы и гостей. Гость — это любой человек с дороги, которому в каждом доме найдутся еда и ночлег.
Что касается искусства, то с развалом СССР прекратилось массовое производство в ауле. Однако с потерей спроса на повальный ширпотреб и лишившись множества рабочих мест, находчивые гоцатлинцы отнюдь не обеднели. Рынок дал возможность появиться на свет, пусть совсем ограниченному, но вполне оправдывающему имя знаменитого аула числу мастеров.
Подвижник своего дела, кропотливо и любовно собирающий в свой домашний музей образцы изделий со всего Дагестана, не стесняющийся до сих пор учиться у других мастеров и перенимать их рисунки и формы, а также сам разрабатывающий новые узоры-накъиши — это потомственный мастер Магомед Гаджимагомедов. Его прозвище Муга, выгравированное черневым узором у эфеса сабли, — особый знак, который подтверждает авторство изделия и его качество. Он известен многим знатокам холодного декоративного оружия. А не повторяющие друг друга авторские серебряные браслеты его работы с глубокой гравировкой, чеканкой и оксидировкой будут желанным подарком для самой взыскательной красавицы.
Член Союза художников России Саид Саидов — известный по всему Дагестану мастер, специальностью которого стало в последние годы изготовление серебряных накладок к старинным кремневым пистолетам и ружьям. Непростое это дело — придать изготовленному в наши дни серебряному огнестрелу изысканность и благородство столетней давности — для этого нужен особенный дар мастера.
Заслуженный деятель искусств Дагестана Султанахмед Магомедалиев — один из немногих художников в республике, который владеет всеми техниками обработки серебра. Он не прибегает к обычному для Кубачи и Гоцатля разделению труда, а сам проходит весь процесс производства изделия — от плавки куска серебра до готового кувшина. Отметим также, что он изготавливает не только ножны к кинжалам, кувшины с чернью и гравировкой, но и филигранные женские украшения — браслеты, кольца, серьги.
Ювелирное искусство не умерло — отошло всё наносное, не настоящее. Будущее у гоцатлинского серебряного промысла есть. Об этом красноречиво говорят и сами изделия мастеров, и жажда молодых учиться у старших этому нелёгкому, но благородному искусству.
- 414 просмотров