Роль дополнительного профессионального образования в современном мире резко возросла, и оно уже превращается в отдельное направление. Этому есть причины: полученные знания быстро устаревают, а новые (ввиду прогресса) стремительно увеличиваются. А потому возможность в краткие сроки компенсировать упущенное сложно переоценить. Кроме того, ДПО может стать шансом для людей, которые по различным причинам выбрали «не свою» профессию, ведь посвящать нелюбимому делу свою жизнь – обидно и нецелесообразно, а возвращаться назад и тратить на получение образования ещё 5 лет зачастую просто не представляется возможным. Школа дизайна R&D осуществляет свою деятельность в Дагестане именно в структуре дополнительного профессионального образования, и мы решили встретиться и задать интересующие вопросы директору – основателю школы Джамилей Искандеровой.
Искандерова Джамиля Вахитовна
Дизайнер-декоратор, художник монументального искусства.
В 2006 году закончила Новосибирскую архитектурно-художественную академию, прошла стажировку в академии им. Репина.
Автор учебных программ и методики обучения «Дизайн интерьера» и программы «Практическое декорирование для дизайнеров на комплексном изучении техник монументального искусства» в АШД R&D
С 2009 возглавляет Ассоциацию дизайнеров-декораторов Дагестана. Член Союза дизайнеров России. Член Международной ассоциации дизайнеров-декораторов IIDA. Член регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт»
– Нам бы хотелось поговорить с вами о самой структуре и специфике дополнительного профессионального образования. Как вы к нему относитесь?
– Дополнительное образование развивается сегодня во всём мире и имеет свою отдельную нишу. Например, если в Европе оно функционирует на 80%, то в России примерно на 27-30 %, но оно развивается. В Дагестане часто путают второе высшее образование и дополнительное профессиональное образование.
Дополнительное профессиональное образование – это вид образования, которое получается дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. Заметьте – не замещает вуз или колледж.
Основной потребитель ДПО – взрослые слушатели с определённым багажом знаний и опытом. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы допобразования.
Девушка-юрист хочет получить новую профессию дизайнера и, возможно, при определённых успехах зарабатывать на этом в будущем. Она не готова в свои 35 лет потратить ещё 5 на учебу в институте. Да и средств для оплаты второго высшего пока нет. Дополнительное профессиональное образование даёт возможность за достаточно небольшой срок получить дополнительную профессию за адекватные деньги.
– А к чему именно относится ваша школа дизайна?
– Наша академическая школа дизайна является лицензированным учебным заведением в структуре дополнительного профессионального образования. Наша задача – дать людям, уже имеющим одно образование, но не располагающим временем для обучения, возможность получить фундаментальные знания. У нас можно получить практические навыки профессии. Создавая программы наших курсов, мы основываемся на программах мировых школ дизайна и архитектуры. Поэтому наши студенты получают базовые знания уровня ведущих столичных школ дизайна. В интенсивном режиме мы даём студентам самое главное, подкрепляя всё это огромной практикой.
Наша школа работает уже почти 12 лет. От частных курсов мы выросли в целый центр. Практически все наши выпускники работают и выпускают хорошие продукты. Вообще творческий человек всегда должен развиваться. Профессия дизайнера при правильном подходе позволяет очень хорошо зарабатывать.
На маркетинг в области дизайна мы делаем отдельный акцент. Многих мы трудоустраиваем, к нам обращаются различные фирмы с просьбой порекомендовать наших выпускников. У нас открытая форма защиты дипломных проектов, каждый может прийти и посмотреть. Лучшим студентам мы предлагаем работу в нашей компании. Я сама уже в этой области работаю 15 лет. Преподаю и создаю проекты. Моё дизайн-бюро занимается частными и общественными интерьерами.
– Дизайн – достаточно современное понятие, почему на нём делается такой акцент сегодня?
– Дизайн как понятие, да, современное. Но сама структура дизайна идёт испокон веков. Издавна люди всегда пытались украшать и строить. А дизайн вышел из понятия архитектуры. Наши студенты изучают исторические стили как раз на примерах старинной архитектуры. Дизайн – это стремление к организации своего пространства, в котором вы живёте и работаете.
Я участвовала в конференции в Берлине, где была затронута тема о том, как окружающая среда влияет на наше воспитание. А она действительно имеет своё воздействие. Все цветовые решения, все графические формулы дизайна влияют на наше формирование личности. Почему в Европе особое внимание уделяют городской архитектурной среде. Потому что она внутренне воспитывает и создаёт правильное понимание гармонии мира.
– Как вы думаете, нельзя ли тех, от кого зависит наша с вами городская среда, как-то втянуть в это профессиональное образование?
– Мы так и делаем. Возрастная категория наших студентов очень разная. К нам могут прийти и в 17 лет, и в 55. Наши специалисты работают над формированием вкуса. Важно понимать, что если нет возможности, средств и времени получить второе высшее образование, всегда есть такие центры, где можно получить профессию.
Я часто выезжаю на встречи с руководителями различных дизайнерских школ – московских, питерских, европейских. Мы говорим о возможностях развить дополнительное профессиональное образование именно в нашей структуре, в области дизайна и архитектуры. Часто к нам, например, поступают юристы и экономисты, которые не работали по специальности. Профессии им выбрали родители, и это печально.
– Получается, каждый может стать дизайнером?
– Знаете, бывает, приходят родители с подростками или взрослые люди и желают видеть в ребенке (или себе) будущего дизайнера. Но я понимаю, что он к этой профессии не способен. Нужно быть очень целеустремленным, чтобы работать в режиме нон-стоп. Человек должен поставить конкретную цель и идти к ней. В нашей школе отсидеться не получится. Работать и запоминать нужно много.
Прежде всего я смотрю на то, как будущий ученик мыслит. Даже если он ранее никак не был связан с миром искусства, это не означает, что он не обладает понимаем прекрасного. Он может работать хирургом, но при этом замечательно разбираться в цветах. Есть понятие «природные данные», а есть «приобретённые». Если у человека есть первое высшее образование, он много путешествовал или просто много работал над развитием своей личности, то он уже приобрёл навыки понимания красоты и гармонии. Можно дать базис, но только при его усидчивости и понимании гармонии.
– Кем из выпускников вы гордитесь больше всего?
– Всеми! Школа выпускает профессионалов, которые становятся действительно яркими и достойными представителями профессии, их проекты радуют и преображают городскую среду.
Большинство дизайнеров и декораторов Махачкалы – это выпускники школы дизайна R&D. Особенная гордость – дизайнеры и проектировщики, которые работают в нашем бюро R&D design, а также Алина Магомедова и её Aliza Interior Atelier, «Студия 46», West-studio, Grey design, Pavilion. Они и многие другие выпускники школы дизайна R&D создают хорошие проекты в республике – как частные, так и общественные.
– А какие существуют общие рекомендации? Например, как часто менять интерьер, чему отдавать предпочтение и прочее?
– Как просит ваша душа. К нам недавно на мастер-класс приезжал главный редактор журнала ELLE Decoration Алексей Дорожкин. Я попросила его объяснить студентам, что такое правильный классический интерьер. Он сказал, что нужно создавать такой интерьер, который бы вы смогли создавать как конструктор. И я с ним абсолютно согласна в этом. «Декорации» вы должны менять как вам хочется. Надоели тёмные занавески или бордовые стены? Хочется цвет крем-брюле, например? Взяли краску, перекрасили стены, и уже интерьер меняется. Но при этом сама структура интерьера должна быть чётко выверена.
Я часто говорю студентам: архитектор делает связку геометрических форм и интерьеров, на эту связку вы потом «накидываете» декорации, которые можно легко заменить. В Европе очень серьёзно относятся к подобной структуре. А у нас такого нет. Я хочу научить наших специалистов этой структуризации. Мы должны выпускать эргономичный структурированный продукт. Всё должно быть удобным и красивым.
– Какова ваша личная формула успеха?
– Мне кажется, одним из условий успеха школы дизайна является моё трудолюбие как руководителя школы, образование и художественный талант, которые стали основой того, что есть сейчас. Звучит нескромно, но это так и есть. Я действительно люблю своё дело, отдаю всю себя. Эти качества я передаю своему коллективу, студентам, которые заряжаются этой энергией и делают колоссальные успехи.
А вторая составляющая успешной формулы – коллектив компании R&D. Я много тратила энергии на обучение педагогов, чтобы добиться того уровня преподавания, к которому стремилась. Сейчас у нас сильный педагогический состав, который мы планируем расширить.
Сталкивалась и с обманом, предательством и даже кражами наших программ, методик и работ студентов. Многие
наивно полагают, что на чужом краденом опыте можно смело построить свой «бизнес».
Но всё это только делало меня сильнее наряду с дисциплиной, верой в себя и в свою цель, трудолюбием и семьёй. Я смотрю в будущее и так же, как 10 лет назад, горю идеей поднятия и развития образования в области дизайна, монументального искусства и декора в нашей республике.
Я верю, что наше сегодняшнее окружение определяет то, кем мы будем завтра. Поэтому надо уходить от токсичных людей, отнимающих слишком много энергии, и заменять их людьми, которые будут вдохновлять и учить чему-то новому.
Моя цель – идти вперёд, открывая таланты в людях!
@schooldesignrd
Махачкала, ул. Даниялова, 39.
555-100, 8 988 291 33 73
- 109 просмотров