Утомлённые страхом

Наверное, многие впечатлительные дети с острым воображением могут вспомнить о такого рода эпизодах. Особенно после просмотра/прочтения соответствующих фильмов и книг.

Ночь. Тишина. На балконе вдруг раздаются непонятные шорохи. Они то стихают, то усиливаются и явно перемещаются! Что это? Или кто?! Нежданные гости? На балкон взобрались грабители?! Они сейчас разобьют стекло и ворвутся в комнату?! А может, это кто-то наподобие персонажа из только что просмотренного фильма ужасов?!

Поднять тревогу и разбудить родителей – стыдно. Встать и разобраться самому – страшновато. Воображение подсказывает самые жуткие версии. Так ребёнок и трепещет, пока в эту ветреную ночь по балкону «гуляет» шуршащий полиэтиленовый пакет…

Свои «страшилки» могут озвучить и вполне взрослые люди. Например, находясь в Москве и делясь с собеседниками своими комментариями о религиозной обстановке в Махачкале: «Слушай, это что-то невозможное! Это какое-то средневековое мракобесие! Они везде устанавливают свои порядки! Эти «религиозники» нас просто достали! Это кошмар какой-то! По сравнению с нами вы тут в Москве – счастливчики…».

Собеседник сочувственно качает головой. В горном крае он никогда не был и туда (сюда) не собирается: теперь он его ассоциирует с чем-то средним между нынешним Мосулом и Ватиканом периода инквизиции.

А насколько этот отзыв соответствует действительности? Какова в самом деле ситуация в Махачкале с доступом к тем видам поведения, заработка, досуга и развлечений, которые согласно исламу рассматриваются как греховные, но разрешены в формате светского законодательства?

 

1. Алкоголь. Его обилие в городе очевидно. Как местного производства, так и из других регионов РФ, а также зарубежного. Спиртное несложно приобрести как в различных торговых объектах, так и заказать в соответствующих заведениях.

2. Музыка, танцы, клубная жизнь. Всё это представлено в Махачкале в разнообразных формах: работают дискотеки, ночные и караоке-клубы, открыты кафе и рестораны с так называемой живой музыкой. Концерты «мегазвёзд местной эстрады» регулярно проходят в течение года.

3. Театры, кинотеатры. И на широких экранах зритель при желании может увидеть немало сцен, содержание которых как минимум не обрадует соблюдающего мусульманина. Кинофильмы также реализуются в соответствующих магазинах, салонах и точках проката.

4. Кальянные. Это ещё один вид отдыха, довольно популярный среди многих горожан.

5. Добрачный и внебрачный секс. В Махачкале нет религиозной (да и никакой иной) полиции, которая бы пресекала желание двух людей вступить в половую близость. О подробностях в частных беседах расскажут сами словоохотливые участники таких контактов. А познакомиться с «новенькой» можно самым различным образом: нащупав «слабое звено» в местах работы или учёбы, подкатив на автомобиле к незнакомке на улице, угостив партнёршу по танцу в дискоклубе и даже разместив в бегущей строке «Ищу молодую красивую, номер телефона» на местном телеканале.

6. Наркотики. Сведущие «эксперты» подскажут весьма быстрые способы их поиска в городе. Вообще-то распространение таких веществ запрещено не только по исламу, но и согласно федеральному законодательству. Но в реальности добыча искомого препарата обычно не сопровождается серьёзными препятствиями. А в регулярном или эпизодическом формате те или иные наркотики употребляла большая часть мужского населения города.

7. Свадьбы. В значительной части случаев и они проходят вопреки религиозным требованиям. Для многих мужчин это возможность обильного употребления спиртных напитков в компании «единомышленников». Для приглашённых женщин это часто аналог некоего «выхода в свет» (что-то вроде участия в балах Наташи Ростовой) – в ярких нарядах (нередко сшитых или купленных именно к данному мероприятию), в ярком макияже, с дорогим (или ещё каким) парфюмом и т. д. Как всё это (не) соответствует исламу – думаю, многие читатели понимают сами.

 

О многом другом здесь подробно не упомянуто. О матерящихся подростках. О многочисленных курящих украдкой – согласно рассказам таксистов – пассажирках. О массовой коррупции «Черновик» писал не раз.

Исламизация – радует она кого-то или, наоборот, страшит – в реальности часто является сильным преувеличением, а в чём-то и выдумкой. В своей повседневной жизни, в своих многолетних пристрастиях и привычках, в своих привязанностях и слабостях многие люди весьма и весьма далеки от религиозныx норм.

А чем чреваты рассказы-«страшилки» наподобие приведённых в начале текста? Возможно, это просто глупые выдумки? Их опасность – в усилении и закреплении определённого фона стереотипов вокруг республики. И сам этот фон словно подталкивает к ведомственным решениям: «ввести дополнительные силы… взять под контроль… активизировать борьбу… привести в соответствие… усилить… ужесточить…».

И эти государственные планы могут накладываться на чьи-то карьерные и иные личные устремления: получить дополнительные потоки бюджета, продвинуться по должностной вертикали, умножить количество звёздочек на собственных погонах, попробовать нащупать (придумать) новые цели в обоснование роста своей бдительности… И тогда за мнимыми «страшилками» следует реальное нагнетание и напряжение ситуации.

 

 

Номер газеты