Один из древнейших городов мира, самый южный город России — Дербент — готовится отметить своё 2000-летие. Издревле на территории города живут представители разных национальностей и верований. Существовали тюркские магалы в верхней части города, русская слободка, армянские кварталы, еврейские улицы. Но эта географическая обособленность не мешала сближению, взаимопроникновению, взаимообогащению культур и традиций, завязыванию тесных экономических контактов.
Современный полиэтнический и поликонфессиональный Дербент — это достаточно хорошо и удачно сформировавшаяся естественным образом миниатюрная модель большой и мирной страны. Он устоял перед многочисленными набегами и войнами, пережил периоды упадка и расцвета. Мы не ошибёмся, если скажем, что за века сложилась новая народность, и коренного горожанина смело можно называть «дербентцем». Он не похож на азербайджанца, еврея, армянина, лезгина, русского, живущего в соседнем городе, он совершенно другой. Даже у представителей коренных народностей Дагестана тут свой, дербентский, говор, свои традиции, своя мифология, отношение к соседям, к старшим, к детям, ко времени, которое кажется в этом городе бесконечным.
О том, как формировалась в Дербенте неоднородная, но толерантная городская среда, и вместе с тем, о самобытности каждого населяющего Дербент народа говорили, обсуждали, спорили 8 сентября на круглом столе в конференц-зале «Алые паруса». Его организовали Министерство по национальной политике РД и рабочая группа проекта «Был такой Город. Дербент».
Открывая заседание, заместитель министра по национальной политике РД Арсен Махмудов отметил, что Дербент — не только один из древнейших городов мира и самый южный город России, это самый тёплый, гостеприимный и романтичный город Дагестана. Это очень чётко прослеживается в каждой истории, записанной в рамках проекта «Был такой Город. Дербент» со слов горожан. Поэтому, подчеркнул модератор, министерство по нацполитике РД заинтересовано в продолжении проекта и окажет ему поддержку.
Тема выбрана не случайно: «Многонациональный Дербент: история и современность». В многообразии и пестроте национального состава и умении не создавать из этого проблему — большая ценность вечного города. Предстоящее юбилейное торжество — ещё одно доказательство того, что мирное сосуществование и веротерпимость являются самыми испытанными и надёжными спутниками человеческой цивилизации.
Участники круглого стола совершили экскурс в историю и современную жизнь Дербента, представленную судьбами, лицами и образом жизни дербентцев, обсудили настоящее и перспективы развития многонационального города.
С подробными и содержательными докладами на круглом столе выступили профессиональные историки — заведующая Центром истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, д.и.н. Эльмира Далгат и ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН, к.и.н. Магомед-Расул Ибрагимов. Войны, эпидемии и, главным образом, миграционные процессы, произошедшие в течение XX века, и растущая экономика существенно повлияли на численность и этнический состав населения, что сильно изменило облик древнего города. Город изменился, изменились и виды основной деятельность его жителей. Дворяне, беки, духовенство вытеснялись военными. Число военных уменьшалось, росло число мещан и купцов. В годы голода и репрессий крестьяне со всех концов страны спасались от беды в гостеприимном южном городке и оставались здесь навсегда. К сожалению, к концу прошлого века Дербент, когда-то имевший значительное стратегическое и экономическое значение, с высоким приростом населения, стал отставать от других городов Дагестана по всем показателям.
Слушателям были предложены интересные сообщения о культурной жизни Дербента. Научный сотрудник ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Гусейн-Бала Гусейнов рассказал, как зарождались и развивались в древнем городе литературные традиции, как создавалось эпическое сказание мирового значения — «Дербент-наме», как заимствовались и переплетались между собой сказания из разных культур.
Дербент прошлого был и культурным центром Дагестанской области. Мало кто знает, что в Дербенте ещё в самом начале прошлого века появился первый в мире горско-еврейский театр. Самодеятельные режиссёры и актёры с успехом ставили полноценные музыкально-драматические спектакли, ездили на гастроли, оттачивали мастерство. Об этом рассказала главный редактор журнала «Товуши», автор книги о горско-еврейском театре Ирина Михайлова. Примечательно, что театр существует и сегодня, а всего в мире два таких театра — в Дербенте и в Хадере (Израиль), и у них общие проблемы — нет собственного помещения, не хватает актёров, и всё по-прежнему держится на подвижниках.
Исследование соискателя Института российской истории РАН Сергея Манышева было посвящено медицинской теме. В его научном исследовании подробно описан процесс становления системы здравоохранения в Дербенте в первой половине XIX в., как типичной для всей кавказской окраины империи. Именно в этот период здесь открываются первые специализированные медицинские учреждения — госпитали и лазареты, идёт обучение учеников лекарей, появляются аптеки. Первым дербентским врачам (в основном это были военные врачи российской армии) приходится бороться с антисанитарией, невежеством горожан, страшными эпидемиями при очень ограниченных возможностях. Гражданская, военная и народная медицина каким-то чудом взаимодействовали друг с другом, помогая развиваться.
Сразу три ярких научно-популярных доклада представил на круглый стол Дербентский музей истории мировых культур и религий. Директор музея Диана Гасанова рассказала, как происходило взаимопроникновение и взаимообогащение религиозных преданий христианства, иудаизма и ислама: сотни лет легенды, связанные с жизнеописанием пророков и исторических личностей, кочевали из одной конфессиональной группы в другую. Шёл интенсивный процесс культурного взаимодействия представителей разных конфессий, менялась природа древних преданий, формировались новые.
Учёный секретарь этого же музея Карина Мосесова посвятила своё выступление более узкой теме — созидательной миссии генерал-адъютанта Михаила Лорис-Меликова, который управлял Дагестанской областью во второй половине XIX века, во времена правления императора Александра II. Грамотный жёсткий администратор, он сумел добиться проведения в город водопровода и обустройства дорог, при нём на пожертвования состоятельных людей открылись клуб, библиотека, первая общественная аптека. Армянская церковь Всеспасителя, уже почти полтора столетия украшающая Дербент, была возведена при содействии этого государственного деятеля. Им были выполнены многие задачи, давшие новый качественный скачок в развитии Дербента.
Очень оживил аудиторию последний доклад — методиста по научно-просветительской деятельности музея Сарии Мардановой. Всем известный символ в виде ладони — хамса — стал темой её исследования. Восходя ещё к языческим верованиям, хамса получила широкое распространение в монотеистических религиях и не утратила своей актуальности в наши дни. Каждая конфессия вкладывает в неё особый смысл, приписывает различные магические свойства, но принято считать, что открытая ладонь символизирует чистоту намерений.
Подытожив выступления, Арсен Махмудов отметил, что уникальность Дербента в том, что за многие столетия город сумел сохранить свои особенные традиции и уклад жизни, присущие только ему. Даже в том, что на этом мероприятии выступают представители основных народностей, его населяющих, своя прелесть: каждый рассказывает о своём, но эти истории складываются в единую, неповторимую, разноголосую, яркую мозаику, повторения которой, наверное, нет в мире. Имя ей — Дербент.
Сохранить её, не разрушая цельной картины — задача нынешних и будущих дербентцев. Можно много говорить о помощи со стороны государства, которое принесёт комфорт и достижения цивилизации, но без тепла и искренней любви горожан к своему городу, без заботы о его сохранении Дербенту не обойтись. Праздник пройдёт, а город останется. Хотелось бы, чтобы ещё на одну вечность.