В среду, 7 декабря, в книжном магазине «Арбат-медиа» в Махачкале прошёл второй этап презентации книги главы Кайтагского района Алима Темирбулатова «Книга Кайтагской памяти». Если первая презентация собрала предпочтительно общественность Кайтагского района, вторая – сугубо академический круг, благодаря которому встреча прошла в формате научной мини-конференции.
На презентации участвовали директор института истории ДНЦ РАН Махач Абдулаев, заведующий кафедрой отделения журналистики филологического факультета ДГУ Гамид Магомедов, а также представители клуба «Аристотель» под руководством писателя и философа Магомедсултана Аббасова (творческий псевдоним – Магомед Барсов).
Модератором мероприятия выступила кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Дагестана ДГУ Заира Багандова, которая, кстати, выступила рецензентом книги Алима Темирбулатова. Кроме того, здесь же присутствовало немало носителей культурно-исторической самобытности, в частности, представители дидойского народа, которые сегодня серьёзно занимаются изучением собственной истории. Встреча, как и ожидалось, с самого начала приобрела характер открытой, свободной научно-исторической дискуссии.
Как отметила Заира Багандова, ей выпала огромная честь написать рецензию на данное произведение. Ещё более почётно, по её словам, было то, что она рецензировала этот исторический труд с участием очень известного исследователя, члена-корреспондента Российской академии наук, декана философского факультета МГУ Владимира Миронова.
«Эта рецензия была блестящая, там виден большой вклад учёного в данную работу, что бывает не очень часто. Поэтому эта работа заслуживает огромного интереса и имеет свою значимость», – отметила она.
Алим Темирбулатов, напомним, со дня первой презентации отмечал, что данная книга написана с серьёзным запросом на дискуссии, а если хотите, и споры. Тем самым автор осознанно оставляет читателю пространство для расширения своей точки зрения, что, в принципе, приводит только к здоровой полемике.
«Долгое время она у меня лежала, – начал автор книги, – Как мы уже понимаем, это не история о современном Кайтагском районе, это история о крае, который имел серьёзные формы государственного образования на протяжении многих веков. И, естественно, в этой книге я постарался максимально логически верно изложить факты. Потому что это исторические факты, и любое их искажение очень сильно влияет на настроение народа. Впрочем, между историками никогда не прекращаются споры о разных событиях, о личностных достижениях, и, каждый как бы прискорбно это ни звучало, тянет одеяло на себя. Но в данной книге вы такое не найдёте, здесь очень интернационально, справедливо и правильно всё отражено. Вообще история, как ветвь науки, играет огромную роль в жизни народов, является корневой системой. Чем правильнее эта корневая система, тем лучше отражаются её результаты».
Кроме того, автор книги добавил, что большинство историков, говоря об истории Дагестана, предпочитают затрагивать только период Кавказской войны и нашествия Надир-Шаха, тогда как наша республика знала и помнит ещё немало военных страниц.
«А о предыдущей истории мало или вообще не говорится. Авангардная роль в истории Дагестана у аварцев началась от Умахана Хунзахского. Но до этого авангардная роль принадлежала Кайтагу. Вот эти пробелы я и постарался заполнить, написав эту книгу», – продолжил Темирбулатов.
Абсолютно точно в последнюю ремарку автора вписывается один из отрывков из книги:
– После разгрома дагестанскими объединёнными си¬лами иранского войска под командованием военачальника Юсуп-хана и выступившего на стороне врага отряда Герея Тарковского уцмий Рустам-хан собрал в Маджалисе феодалов, беков, старшин и авторитетных воителей из числа узденей. Основным вопросом схода, до сих пор не отражённого в дагестанской историографии, был «объединения Дагестана».
Согласно принятому на Маджалисском сходе решению, основным фактором, объединяющим Дагестан в одно государство, должна была стать регулярная армия. Владетели и старшины должны были прислать в Кайтаг отряды конных воинов, не менее 500 сабель (человек) в каждом, и снабжать их провиантом столько, сколько потребуется.
Больше того, присутствовавшие на сходе должны были известить о решении схода других владетелей и старшин и уговорить их включиться в процесс объединения, не дожидаясь большой беды. Тем более что все понимали: падение Кайтага с неизбежно последующей за этим шиитизацией ввергнет под власть Ирана весь Дагестан, ни один вилаят, даже самый дальний, высоко¬горный, дидойский, тиндинский, андийский и др., не из¬бегнет участи рабства.
Отряды-то они прислали, но количество воинов в них едва доходило до сотни, да и провианта им дали мало, всего на несколько недель. И вот так была провалена пер¬вая великая дагестанская соборная идея. Тогда Рустам-хан приказал кайтагским алимам и кадиям собрать воедино все самые важные даргинские адаты и имеющие общедагестанское значение адаты, согласующиеся с шариатом. Так появился на свет первый дагестанский па¬мятник адатного права в форме рукописной книги, на¬писанный на даргинском языке, получившей название «Судебник Рустам-хана».
После выступления Алим Темирбулатов ответил на несколько живых, интересных и профессионально сформулированных вопросов из зала.
В заключение автор подарил участникам мероприятия свои книгу. Судя по тому, какая живая очередь образовалась у стола, за которым Темирбулатов подписывал книги, спрос на произведение есть. А это, на наш взгляд, означает, что содержание книги не останется и без творческого академического внимания, обсуждения. А это именно то, к чему стремился Темирбулатов, задумывая её написание. Ведь, как известно, истина где-то рядом, но рождается в спорах и дискуссиях…
- 10 просмотров