Каждую весну в горах появляются новые родники, они отличаются по вкусу: бывают холодные, соленые, а иногда встречаются и сладкие. Но каждый из них свеж и нов. И выбирать можно любой, по собственному вкусу. Подобно родникам, мы выбираем и любимых певцов. Именно поэтому свой новый проект Далгат Кантулов назвал "Новые родники гор".
Далгат Кантулов - личность, известная не только в Дагестане, но и за его пределами. Он - музыкант и композитор, певец и продюсер. По словам Далгата, "Новые родники гор" - это музыкальный проект, и его своеобразие в соединении местного фольклора и современной авторской песни с аварским колоритом". Надо сказать, Далгат в этом деле не новичок, началось все еще в 1999 году с проекта "Родники гор". Тогда в него вошли 12 исполнителей, столько же дагестанских композиторов, аварских поэтов. Многие из них стали довольно популярны: Зайнаб Махаева, Хадижат Джамалутдинова, Айшат Насрулаева, Зульфия, Шамиль Гаджиев, Патимат Раджабова, Тагир Курачев.
- Далгат Магомедович, чем отличается Ваш проект от других?
- Это старинные песни в современном исполнении, на основе дагестанских музыкальных традиций. Мы пытаемся сохранить местный фольклор, старинные мелодии. Хочется, чтобы они не затерялись, но еще больше хочется, чтобы они были преподнесены правильно, исполнялись профессионально. А ныне !!! Фольклорное пение на дагестанских языках уходит на задний план, и мы надеемся сохранить это искусство. "Родники гор" есть у каждого народа, вот почему можно объединить все нации с помощью песен. Пока в народе жива песня - и сам народ жив, если песня умрет - нация завершит свое существование. Это не я сказал, это народная мудрость.
В "Новые родники гор" вошли как известные аварские исполнители: Зайнаб Махаева, Айшат Тажутдинова - заслуженные артистки РД, квартет "Горцы", Гаджилав Гаджилаев, так и начинающие - "Родник желаний", Марианна. Всего 15 исполнителей. Музыку писали Ахмед Амирханов, Тагир Курачев, Каримула Магомедов, Далгат Кантулов и другие дагестанские композиторы. Параллельно с проектом "Родники гор" Далгат Кантулов выпустил музыкальный альбом "Песни вершин". Идея создания проекта принадлежит Магомеду Юсупову. Автором слов к песням стал Шапи Казиев - известный дагестанский драматург, поэт, писатель (его "Книга о Шамиле" - единственная из книг дагестанских писателей, вошедшая в серию "Жизнь замечательных людей"). Эти песни на русском языке, многие из них, кстати, исполняют сами композиторы - Далгат Кантулов и заслуженный артист России Тагир Курачев. Каждая из них - реальная история о Дагестане, Северном Кавказе. Названия говорят сами за себя: "Абрек", "Шамиль", "Дагестан", "Песня о Хаджимураде", "Ахульго". Акцент делался на максимальную достоверность, и звучание народных инструментов работало на решение этой задачи, помогало создать нужный образ. Примечательно, что эти песни были одобрены Духовным Управлением мусульман Дагестана. А уж участие и поддержка Расула Гамзатова были совершенно естественными.
- А что потом? Не получится ли так, что, единожды появившись на сцене, ребята уйдут в тень?
- Нет. Уже намечены концерты по районам и городам республики. К тому же первый концерт в Махачкале будет сниматься на видеокассету. Наиболее ярко себя проявившие могут рассчитывать на нашу помощь, мы в них заинтересованы не меньше, чем они в нас. Вот, к примеру, мы готовим сольные альбомы двух талантливых исполнителей - Равшана, учащегося Колледжа культуры, и студента Махачкалинского музыкального училища по классу вокала - Нажмутдина (дуэт "Родник желаний"). В дальнейшем проект будет продолжаться. Продолжится и сотрудничество с местными композиторами, поэтами.
- А с дагестанским Союзом композиторов Вы сотрудничаете?
- Конечно. Многие из них предлагают нам свою музыку, советуют хороших исполнителей. Хотя мы работаем в несколько ином жанре, к мнению профессионалов всегда прислушиваемся.
- На "большую сцену" не замахиваетесь? Или ограничитесь локальной районно-областной популярностью?
- Попытки, конечно, будут. Почему нет? У нас есть определенные амбиции и уверенность в себе. Уже сейчас идут переговоры. Надеюсь, уже к концу года мы поедем с концертами в Москву, а потом и в другие города России.
- Не страшно? Ведь покорить столицу не удалось даже "любимчикам" публики - группе "Кинса".
- Провал "кинсов" легко объяснить - в их творчестве нет народного. Они выбрали стандартное молодежное направление. Сейчас вообще делается упор на этнику. Вспомните победы Шамхала Алиханова и школы Анны Джетере. Они так удачно объединили современные линии кроя с традиционными дагестанскими орнаментами, что были просто обречены на успех. Это правило работает и в отношении музыки. Наше искусство разнообразно и тем интересно.
- А Вас вообще устраивает то, что звучит с дагестанской сцены?
- Нет, категорически. Хотелось бы слышать более профессиональное исполнение песен. Не понимаю, когда весь концерт идет под фонограмму - это же неуважение к слушателям! Многие певцы перешли на восточные мелодии, используя при этом дагестанские языки. Они тем самым подменяют традиционную нашу культуру суррогатом. Большие проблемы создает и то, что не соблюдаются авторские права. Незамеченными остаются композиторы и поэты, они остаются за кадром. Какие-то люди-невидимки. Только профессионалы знают их имена.
- Кстати, о профессионалах… Так ли необходимо заканчивать какое-либо музыкальное заведение, чтобы петь песни?
- Необязательно. Хотя, конечно, специальное образование упрощает эту задачу. Но все-таки определяющими являются природные данные. Если голос есть, почему не петь? Об образовании легко рассуждать в крупных городах. А в селах, районах, даже если есть желание, зачастую нет возможности учиться профессионально музыке. Остается только одно - ехать в город. Но поверьте, поступить в музыкальное училище без базового образования очень непросто. Тем не менее, песня должна быть грамотно, профессионально исполнена.
- Слышала, что Вы готовите проект наподобие "Фабрики звезд" ...
- Но его идея будет иной. Изюминка в том, что его участниками станут дети. Обучение будет проходить по принципу специализированной школы в течение нескольких лет. Ребятишек научат азам хореографии, актерского мастерства, техники пения. Задача педагогов - заложить фундаментальные знания, хорошую базу. "Звезды" фабричными не бывают. Каждая "звезда" индивидуальна и неповторима.
- Исполнители Вас сами ищут?
- … И я их ищу. Надо сказать, что Дагестан богат талантами, "неограненными алмазами".
- Незнание национального литературного языка - это проблема?
- Еще какая! Голосов много хороших. Но этого недостаточно. Певец должен понимать те слова, которые он поет, чувствовать каждую фразу, каждое слово, вкладывать в них свою душу. Без этого слушатель воскликнет: "Не верю!". Публика всегда чувствует неискренность, наигранность, фальшь. Поэтому важно, чтобы певец не менее профессионально владел языком, на котором он поет. Отчасти и поэтому в попытке покорения Запада наших певцов проваливаются. Они поют на чуждых им языках, порой не зная даже значения слов. Такого певца зритель никогда не примет. Очередной раз это подтвердилось и одиннадцатым местом Юлии Савичевой на конкурсе "Евровидение" в Турции.
- Планируется ли еще какой-нибудь проект?
- Готовится проект Зои Гудовой. Она долгое время не выходила на сцену. Ее преимущество, помимо диапазона в две октавы, оригинальная манера пения. Она выбрала для себя фольклорную. А это соответствует нашему пониманию задачи и общей направленности проекта. Она не единственная, кем мы занимаемся. Скоро начнем запись альбома Айшат Насрулаевой, молодого дуэта "Родник желаний". А остальное - пока тайна… ]§[
- 1 просмотр