[ pro ]

[Игра понятий] Говоря о потере вкладов граждан, подспудно намекая на грабёж, мы не хотим принять во внимание антураж тех лет. Начало 90-х ознаменовалось всеобщим хаосом. В банкротах оказались не только вкладчики, но и большая часть населения. Процент к этому не имеет прямого отношения.

Даже если бы Сбербанк функционировал согласно всем исламским канонам ведения бизнеса, то всё равно его вкладчики в условиях гиперинфляции оказались бы в роли обманутых, а заёмщики – в выигрышном положении. Люди пострадали не из-за наличия или отсутствия процента, а потому что обесценились деньги. Мы реже вспоминаем, что страхователи тоже оказались в убытке, потеряв сотни, а кто-то тысячи полновесных советских рублей.

Трудно возразить аргументам о пагубности безбожных процентов так называемого «включения счётчика» – неотъемлемых примет пореформенной смуты. А как насчёт ипотечных кредитов? Российское государство расписалось в своём бессилии после полувековых попыток решить казёнными средствами квартирный вопрос миллионов граждан. Национальным приоритетом, а заодно и проектом того же масштаба стала ипотека. Примеров успешного запуска ипотечных программ за рубежом не счесть. Такая форма кредитования заряжена на рост социальной защищённости семей. Крышей над головой жители Германии или США обеспечены намного лучше. Будут ли или дают ли так же охотно деньги на ипотеку в исламских банках? А что если безработный, обременённый семьёй, захочет взять кредит на покупку дома? Даст ли ему исламский банк? Ведь сказано же, что через эти банки мусульмане из благих соображений кредитуют нуждающихся. Суммы-то немалые, и возвращают их, по определению, годами. А в данном случае велик риск вообще не вернуть обратно свои вклады на благие намерения. Да и сам кредит на приобретение жилья в силу своих немалых размеров окажется в этих банках продуктом дефицитным. Неясно также, как, из каких источников возвращать долг по ипотечному кредиту. Покупка дома – это ведь не вложение с целью получения очевидного дохода.

И всё же, в том, как исламские банки осуществляют вложение средств, есть некая завуалированность обычной практики кредитования. Участие кредитного учреждения в прибылях и есть вознаграждение ему. Только в исламских банках доля прибыли не выражена в процентах, но она, как и в традиционных кредитных учреждениях, заранее известна. ]§[

Номер газеты