(Окончание. Начало в №№29, 30) Схожие стычки развернулись повсеместно. На предложения о сдаче в плен со стороны немногочисленных оставшихся в живых горцев немедленно следовали выстрелы. Даже раненные, иногда притворяясь мёртвыми, с кинжалами в руках ожидали приближения врага для нанесения ему последних ударов.
Так был убит руководитель одной из колонн майор Тарасевич, притом смертельную рану ему нанесла, истекающая кровью горянка.
Личный летописец Шамиля Мухаммад-Тагир писал об этих днях: «Громадное большинство защитников было истреблено, а меньшинство изнурено и доведено до последней степени изнеможения жаждой, голодом, отсутствием сна.
Смерти больше не избегали, а искали как высшего блага, как окончания всех мук и пыток. Шамиль не был исключением. Со своим средним сыном, шестилетним Гази-Магомедом, он не раз выходил на открытую площадку, заливаемую непрерывным потоком осколков оружейных снарядов, и долго стоял здесь в ожидании смерти для обоих».
Но их время ещё не пришло – они вместе с другими мюридами сумели скрыться в нижних пещерах. А на занятых войсками поселениях к полудню 22 августа уже веяли царские знамена. Граббе сразу же взялся за рапорт наместнику Головину: «Бой был ужасный: даже женщины принимали в нём деятельное участие, малые дети кидали каменья на штурмующие войска. Матери с детьми своими бросались в кручу, чтоб не попасть в плен, и целые семейства были живыми погребены под развалинами сакль своих, но не сдавались».
23 августа началась «зачистка» пещер. Снова начались кровопролитные бои, где десяткам противникам противостоял лишь один дагестанец. И к вечеру 29 августа всё было кончено: в живых не остался ни один горец.
И опять Граббе победно рапортовал: «В итоге четырехдневного боя взяты приступом нижние пещеры Ахулъго. И истреблены засевшие там мюриды. Пещера, где скрылся Шамиль с семейством, окружена нашими войсками со всех сторон, и ему остаётся сдаться или броситься в реку. Нет для него пристанища ни на утесах, ни в ущельях. Партия его истреблена вконец. Мюриды его погибли один за другим и один возле другого. Я считаю дело конченым».
Вместе с вечерней долгожданной прохладой на многострадальные земли Ахульго пришла удивительная тишина. Усталые солдаты бродили повсюду и искали тела руководителя восстания. Его не нашли ни среди убитых, ни среди раненых, взятых в плен.
Позже выяснилось, что, скрывшись в одной из нижних пещер, имам в первом часу ночи, – сумев отвлечь внимание врага пустым плотом, пущенным по реке, – вместе с близкими людьми подобрался к широкой никем не охраняемой бездонной пропасти: никому и в голову не могло прийти, что здесь способен перепрыгнуть человек. Шамиль перескочил, с раненым в ногу сыном на спине и безоглядно направился в сторону Чечни.
Позади остались выжженные поселения, где полегли тысячи лучших сыновей Дагестана, за оборону которых имам заплатил, в том числе свободой старшего сына, жизнями жены, младшего сына, дяди, двоюродных братьев и родной сестры — она, предпочтя плену смерть, бросилась в обрыв.
Империя царствовала победу широко и с размахом. Наиболее отличившиеся были удостоены боевых наград, всех участников отметили специально учрежденной медалью «За взятие штурмом Ахульго» на Георгиевской ленте. Много и пространно говорили о конце Кавказских войн. И случилось это летом-осенью 1839 года.
Последний «Штурм аула Ахульго»1883 год. Эпоха Александра III. По указанию царя в Тифлиси создаётся военно-исторический музей «Храм Славы». Молодой российский художник французского происхождения Франц Рубо получает заказ от императора на выполнение серии батальных работ, посвящённой Кавказской войне.
Художник с большим энтузиазмом берётся за выполнение заказа, апофеозом которого являлась картина «Штурм аула Ахульго» (подлинник находится в Дагестанском музее изобразительных искусств). Трагедия, мощь и героизм одного из эпизодов войны настолько впечатлили Рубо, что он через несколько лет берётся за создание грандиозной панорамы.
Ради этого художник вместе с учениками перебирается в Мюнхен, берёт кредит 35 тыс. марок и в течение 2-х лет создаёт беспрецедентное эпическое полотно с размерами 120 на 12 метров.
Панорама, названная «Покорением Кавказа» имела необычный успех. Художника награждают орденом Святого Михаила и избирают профессором Баварской академии художеств. После триумфального показа по Западной Европе труд Рубо возвращается в Россию. Для удобства экспонирования в Нижнем Новгороде возводят здание по типу ротонды, увенчанное огромным куполом, над входом в который находился фронтон, украшенный скульптурной группой, изображающей русского солдата и горца. При разворачивании своего произведения здесь француз умело использовал в качестве предметного плана камень, дерево, воск, элементы скульптуры и т.д.
Для ошеломлённых посетителей панорама открывалась величественным видом горного Дагестана с крыши сторожевой башни в Старом Ахульго. Усиливали впечатления и искусно построенные в почти натуральную величину сакли, завалы, части моста через реку и т.д.
По свидетельству очевидца, «кругом вздымались суровые, покрытые большею частью вечными снегами и ледниками горы. Жалкий кустарник лепится кое-где по крутым обрывам, да клочки обработанной земли, отвоёванные с большим трудом у каменных громад.
Сама картина боя разворачивалась прямо от входа на площадку. Битва разбита на отдельные группы. Ахульго, частью подожжённый, оставлен воюющими горцами, оставшиеся же женщины и старики стреляют в врага с плоских крыш.
Одни женщины, полуобнаженные, с разметанными волосами, с диким видом бросают камни в солдат, другие в исступлении швыряют детей прямо на штыки русских и бросаются затем сами с воплями в обрывы, третьи стараются спасти детей и скарб, разными путями ища выход из земного ада.
Главный бой кипит перед подожженным мостом. Воинственные жены останавливают некоторых бойцов, обратившихся в бегство, принуждая их возвращаться в бой. Правее виднеются поднимающиеся из-за скал свежие батальоны солдат, которые, отбросив в сторону конницу горцев, ввяжутся в общую схватку.
Вдоль правого берега реки Ашильта виднеется дорога в Старое Ахульго, разделённая глубоким оврагом. Слева к Сурхаевой башне стремится полевая артиллерия, добираясь до позиции у обрыва, где первые орудия уже открыли огонь по горцам.
На высоте стоит грузинская милиция. Внизу у башни пристроился перевязочный пункт».
Панораму посетили десятки тысяч людей, а после 5 лет выставления царь покупает её для «Храма славы», уплатив 15 тыс. рублей, что помогло Рубо расплатиться и с кредиторами. Вплоть до революции работа экспонировалась в Петрограде, затем её свернули и передали на хранение в Музей Артиллерии.
Политика и искусствоВ 30-х годах прошлого века панораму по настоятельной просьбе коммунистического руководства Дагестана передают в Дагестанский краеведческий музей. Но здесь она оказалась никому не нужной только потому, что творение Рубо никак не вписывалось в исторический миф о почти добровольном вхождении Страны гор в состав царской России. Несколько лет панорама пролежала в подсобных, неприспособленных помещениях музея.
В начале 40-х годов её развернули прямо во дворе музея. Увидев плачевное состояние панорамы, руководство музея и художники не придумали ничего лучшего, как заактирование, резку на части и уничтожение, даже не сфотографировав.
Лишь 3 наиболее сохранившиеся фрагмента с общей площадью около 30 кв.м. были переданы в хранилище (на двух фрагментах сохранилось около 80% живописи, на одной – 60%).
До 1975 года и их считали затерявшимися. В том году краеведческий музей переехал в новое здание, а старое передали музею изобразительных искусств. И при проведении ремонтных работ в закоулках, под кучей мусора случайно обнаружили чудом сохранившиеся куски панорамы.
По инициативе директора музея изобразительных искусств Патимат Гамзатовой в 90-х годах началась утомительная борьба за их реставрацию. В связи с неудачей художественно-живописной решили ограничиться технической реставрацией (дублирование холста и укрепление красочного слоя).
В середине 90-х годов встал вопрос о полном восстановлении труда художника. По проспекту Шамиля даже было выделено место для строительства павильона под панораму (интересно, кто развернулся сегодня тут?). Составили и смету расходов. Проект был включен в федеральную целевую программу «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ».
Дальше дело застопорилось. Хочется ошибиться, но по-моему, в дело опять вмешалась доморощенная политика, ибо официальным, как прошлым, так и нынешним, лидерам Страны гор нужна не реальная история, к примеру, об Ахульго, а мифические конъюнктурные письма Шамиля. Но это уже другой разговор… ]§[
- 47 просмотров