28 августа в республике был День кино. Приуроченные к нему и юбилею Махачкалы одновременно открытие клуба кинолюбителей и встреча с режиссёром и актёром Всеволодом Шиловским прошли словно ежегодный театральный капустник-междусобойчик для 20-ти присутствовавших в малом зале кинотеатра «Пирамида». В четырёх кинотеатрах столицы расписание голливудских блокбастеров никак не поменялось, и только журналисты и посвящённые знали об этом самом наикиношном дне в году.
Хотя, возможно, оно и правильно: в республике нет собственного кино, а значит, и праздновать-то, по сути, нечего. Однако стоит признать, что на безрыбье и рак рыба: всё те же четыре кинотеатра, ежегодный «Сталкер», совсем недавняя Римма Маркова и сейчас Всеволод Шиловский – уже что-то. А эксперимент со съёмкой художественного фильма в Дагестане, пусть и неудачный, но случился. «Во сне и наяву» создал прецедент – остальные перестали бояться и начали снимать.
Совсем недавно завершились съёмки полнометражного фильма «Платон» по сценарию дагестанца Аметхана Магомедова. Картина выпускается кинокомпанией «Питон» при киностудии «Мосфильм»; съёмки проходили в окрестностях селения Куба Лакского района, да и сам фильм будет о дагестанце, который сделал себя сам. Так сказать, self-madeдаг. Посмотрим…
О том, какие проблемы сегодня волнуют двух представителей одного Союза – Всеволода Шиловского и Магомеда Сулейманова, и каким они видят современное кино, они расскажут сами.
Монолог гостя
«Лицо видно? Поехали. 30 лет я проработал в лучшем театре мира – Художественном театре, но ещё со МХАТа нас приучили, что даже если один человек в зале, ты должен разговаривать так, как будто зал переполнен.
Если бы каждый из вас встал сюда на моё место и увидел вот такие вот ваши глаза, то вы бы поняли: сцена – это наркотик. А в Художественном театре, в котором я работал, была великолепная школа перевоплощений. Вот я в жизни сам себе не нравлюсь, но мне нравится так входить в роль, так перевоплощаться, что за одну мою жизнь я прожил десятки ролей, десятки жизней.
Меня в театр взяли за роль старика, а первая роль была – Керубино в «Севильском цирюльнике». Через полгода мне дали 66-летнего старика в пьесе «На дне», а ещё через полгода играл туркмена. Так нас готовили к широкому диапазону. а сейчас что? Большинство актёров ничего не делают, из фильма в фильм несут своё лицо. Переключаешь канал и думаешь, что это всё один и тот же фильм.
За 50 лет в кино я ни разу не нарушил кодекс чести ни в театре, ни в кино (щёлкает пальцами по горлу. – Прим. ред). Это для меня как красная тряпка. В этом я беспощаден даже с родными и близкими.
Сейчас трудно попасть в театр. Все труппы переполнены… (в зале кто-то начинает разговаривать по мобильному, Шиловский замолкает и смотрит на разговаривающего.) Зрителю никогда нельзя подыгрывать!
ТВ делает нас ублюдками. А у государства нет идеологии и всё позволено. Ну представьте, в каком ещё государстве мира такое позволено, чтобы вечером в выходной по центральному каналу «Ren-TV» шло порно!
Молодёжь никогда нельзя ругать! Это всё мы. У меня две внучки, одна зовёт меня Севачка, и я боюсь, что они вырастут и телевидение начнёт с ними такое делать.
«Бригада» учила всех. Вот что такое безыдеологическое государство. Это талантливый фильм, но это не про нас! Поколение за поколением – в топку! Это же геноцид!
Тодоровского я боготворю. Он мне предлагал громадные роли. А я всегда выбирал всё наоборот; он удивлялся, но доверял мне.
Главное в режиссуре – поставить задачу. Если артист её знает, то он сможет сыграть. Но когда продюсер начинает указывать режиссёру, что делать... Я знаю только пять нормальных продюсеров, остальных давить надо.
Искусство – наркотик к добру. Я мечтаю, чтобы кинематограф был таким, как раньше. И играли положительные роли, а это сложнее всего.
Многие нас хотели бы зомбировать, но наша культура, история нас спасают.
Я люблю мелодрамы. Для меня сегодня был большой моральный подарок: Магомед (Сулейманов. – Прим. ред.) показал мне свой фильм. В этом фильме я видел, как лидер города преобразовывал его.
Такого памятника нет нигде! Ни в одном другом городе я не видел памятника учительнице – самому дорогому человеку в нашей жизни. А в Махачкале есть! Чудный памятник, очень нежный.
Махачкала обрушилась на меня. Море такое тёплое, песка такого нет нигде! Я только сегодня узнал и обалдел вообще: 33 национальности, и все здесь живут! Менталитет – всё же грандиозная штука.
Я так прочувствовался, что приеду в Москву и всем своим расскажу про вас.
Монолог хозяина
Клуб кинолюбителей в своё время существовал на базе бюро пропаганды при Союзе кинематографистов СССР. Такой клуб был в каждом городе, и всё это прекрасно финансировалось, но с распадом Союза всё развалилось. На прошлом «Сталкере» народ высказал желание иметь, как раньше у нас в республике, клуб кинолюбителей. Я пообещал и выполнил теперь своё обещание.
За пять лет работы нашего отделения я не получил от Союза кинематографистов ни копейки. И всё это – моя личная инициатива.
Кинозалы мне дают бесплатно. Постоянно помощь оказывает Амиров, кто бы что про него ни говорил. Сейчас именно он выделил на Шиловского 60 тысяч. А это, вы только посчитайте, тысячу долларов он запросил за приезд, оплата билетов, гостиницы, такси, в общем, все расходы.
Я обращался в правительство, чтобы финансирование не было разовым и нас включили в смету Минкульта. Там соглашались, но этого так и не случилось.
Ни одного художественного фильма за последние 20 лет не было снято в Дагестане. С документальными фильмами получше. Есть много талантливых ребят в нашем Союзе. Курбан Ибрагимов снял фильм о Расуле Гамзатове, Ислам Казиев снял «Вах, депутат». Несколько фильмов об исчезающей народной культуре снял я сам.
Все кому не лень берутся за такую глобальную тему, как «Шамиль», поэтому хочется оградить дилетантов. О Шамиле снято несколько фильмов, но это же порнография! И издевательство над Шамилём.
Профессиональной киностудии у нас не было, нет и не будет. В принципе она нам даже и не нужна. Нам нужны деньги для того, чтобы снимать фильмы. А студий у нас пруд пруди. Северо-кавказская студия стоит, «Телефильм» северокавказский стоит, отделение «Мосфильма» только на 15 процентов загружено.
Я не знаю, что они там снимали (о фильме «Платон». – Прим. ред.), но я думаю, что прежде чем снимать, они должны были хотя бы встретиться со своими коллегами в Дагестане, обсудить, что и как. А то появляются потом такие фильмы, как сняла Поплавская по гамзатовской «Горянке», где все изображены с кинжалами в зубах. ]§[
- 9 просмотров