Театр «скрипит» под напором Дурненковых. Мелодия загрузки Windows плохо уживается в пышных залах, на сцене которых ещё вчера звучала пушкинская речь. И будет звучать завтра. А сегодня – так, Дурненковы!
Но это не рецензия на спектакль. На книгу – очень может быть. Сборник пьес Дурненковых – событие неоднозначное сразу для нескольких областей: литературы, театра, книгоиздательства. Да что – для всей культуры в целом.
Правда, моего пафоса вовсе не разделяют так называемые «солидные» издания, анализирующие изгибы современной культуры. Первую в творчестве братьев пьесу «Голубой вагон» газета «Культура» обвинила чуть ли не в осквернении добрых начал советской интеллигенции, ряд других – просто обошли вниманием. О Дурненковых «серьёзные люди» заговорили только после МХАТа. Вслед за тем, как его режиссёр (чего все, впрочем, и ожидали) из «неправильной» пьесы сделал правильный мхатовский спектакль. Дурненков остался лишь на афише. И это при том, что всё-таки были удачные постановки пьес на театральной сцене.
«Сейчас у театра появился шанс стать локомотивом русской культуры, и будет обидно, если этот шанс не использовать», – говорит Вячеслав в одном из интервью. Осквернители добрых начал, по-своему используя этот шанс, иронизируют над Чуковским, Барто и Маршаком (скандально известная пьеса «Голубой вагон»), заставая их в своей пьесе в момент глубокого опьянения; издеваются над Петросяном и его женой Еленой Степаненко в пьесе «Петросянов день», напуская на них дух восточной философии. А старая бабушка пишет Сироже (предположительно внуку) нетривиальное письмо (см. цитату). Странный смех вызывают Дурненковы. Он рвётся из самых глубин и кажется несвоевременным. Нет, не так: он кажется слишком очевидным для того, чтобы признать за авторами их первооткрывательство. Эксперименты с языком и героями, смыслами и стереотипами Дурненковы проводят в каждом своём произведении. Традиции? Их великое множество, и не стоит даже говорить о начитанности и глубине мысли. «Здесь – значит везде» – принцип всей их драматургии. Духовный вакуум, в котором мы, по словам Дурненковых, пребываем, в их пьесах и обыгрывается. Пьесы-надежды в количестве 12 штук, представленные в сборнике, должны этот вакуум заполнить. Хотя бы на время прочтения. ]§[