[Чужие здесь не ходят] Недавно совершенно случайно попала на новый кино-фетиш дагестанской молодёжи. Должна сказать, мне не хватило мужества досидеть до конца «Зухры и Фатимы», душераздирающей мелодрамы «made in Uzbekistan». Кстати, происхождение киношедевра, наоборот, порадовало. Теперь и Узбекистану не дают спать лавры голливудских режиссёров и помпезные вручения оскаровских статуэток. А это, то есть зависть, как известно, один из мощнейших двигателей прогресса. Поэтому вполне вероятно, что в скором будущем на втором рынке будут сотнями в день продаваться не индийские, а узбекские плакательные киношедевры.
Фильм о двух сёстрах (Зухре и Фатиме) начинается с банального бытописания одного дня из жизни представительницы «первой древнейшей», после чего только появляются героини. Вернее, одна, которую насилуют, а потом другая, которая пытается за это отомстить. Семью, скоропалительно скончавшуюся, в расчёт брать не будем. В фильме есть ещё и насильник, милый такой, с цветами. На белой машине, то есть иномарке, что сильно радует женский глаз. Да и мужской не меньше. От этого, наверное, даже режиссёр забывает про явно омерзительный характер своего подопечного, и к концу фильма даже приносит его в жертву беспощадному урагану мести, ако безвинного агнца на заклании.
Впрочем, режиссёр забывает о многом. То ли в силу физического какого недуга, то ли просто решив, таким образом, не размениваться по всяким мелочам. Оно и правильно. Зачем лучше стараться, когда и так «фильм окупился за 4 дня… пришлите, пожалуйста, клип на песню из фильма». Отрывок из письма дагестанского зрителя в Интернете, легко доступный всем желающим. Странно только, что целых 4 дня понадобилось для окупления. Судя по тому, как часто у знакомой из проката спрашивали печальную историю двух сестёр и как быстро закачивались вновь переписанные пиратские копии там же, – окупиться должно было, как минимум, за сутки.
Причина успеха наскоро сбацанного, а создаётся именно такое впечатление, примитивненького мелодраматического фильма – в названии. Зухра и Фатима – это про нас. Про нас – состоятельные безнаказанные насильники, цветы, демонстративно брошенные в мусор, и кровная месть. Калейдоскоп узбекских картинок со схожими сюжетами легко находит отклик в душе непритязательного зрителя, и он, счастливый и благодарный, не задумываясь, покупается на очередную бредятину.
И если уж размышлять над чем-то в контексте всего сказанного, то непременно лезет в голову история показа фильма с диаметрально противоположной судьбой на дагестанских экранах. Несколько лет назад «Дружба» провалила эксперимент с представлением зрителю одного из мировых кинематографических шедевров. «Догвилль» так разочаровал первую же партию пришедших на него зрителей, что те убрались восвояси уже на первых 30 минутах показа.
И не стоит думать, что причиной стало полное несовпадение сюжета, заботливо придуманного Ларсом фон Триером, с дагестанской действительностью. «Догвилль» – как раз-таки действительно о нас. Фильм о полнейшем неприятии чужого, отторжении его и заранее выносимом всему стороннему приговоре. «Казнить!» ]§[