[Другое кино] Думаю, отечественный кинематограф всегда был «другим». У нас снимали качественно и количественно «другое» немое кино, совершенно уникальные, идеологически выверенные фильмы в эпоху СССР и полоумную белиберду на тему русской мафии в постперестроечное время.
От последнего зритель быстро устал и в середине 90-х прочно и надолго перешёл на «вольные хлеба» и зрелища американско-индийского производства. С тех самых пор «Красотка» считается у нас шедевром мирового кинематографа, а российское кино прочно ассоциируется с многосерийными «Бандитским Петербургом» и «Бригадой».
Пока сокуровы, германы, муратовы и лунгины робко обдумывали идеи и несмело подсчитывали, во что они выльются, российский зритель пристрастился к эдакой заграничной кино-попсе, породнившись с ней настолько, что родное кино стало восприниматься как импорт. К нему поначалу долго присматривались, считая вздорным и бездарным, потом упорно не замечали, а сейчас зритель вроде как прозрел и повалил в кинотеатры. Поддерживать отечественного производителя. И пусть мне в лоб тычут расходами всяких «дозоров», «9 рот» и «турецких гамбитов» на рекламу – всё равно буду твердить, что это от патриотизма. Потому как в наше новое кино можно только верить. Именно эта наша зрительская вера и помогает вытеснять «бумеров» и «дозоров» на задний развлекательный план, наводя камеру на некоммерческие и арт-хаусные проекты, отдавая главные роли таким, как Рената Литвинова.
Новое российское кино перестало быть только боевиками и комедиями. Теперь оно обросло драмами и триллерами, стремясь одновременно к документальности и символичности. Оно в большинстве своём не старается скопировать удачный режиссёрский ход Тарантино или спецэффекты «Властелина колец»; ему не интересны подвиги пьяных студентов или романтические бредни блондинок. Наше новое кино стремится во всём «дойти до самой сути» – будь то Великая Отечественная или совсем не великая чеченская, голова сумасшедшего или замкнутый круг садовых участков. Оно с бешеной скоростью мечется от экранизаций бестселлеров и ремейков до вольных интерпретаций и футуристических зарисовок. Оно – разное. И уже заработало себе имя. Много имён. Их знают в Берлине, Каннах, произносят на «Оскаре» и загадочно шепчут друг другу на ушко европейские снобы-киноманы.
В новом сезоне, просто как туфли на платформе, модно и необходимо будет иметь в запасе просмотренные: «Остров» Павла Лунгина, «Вольный перевод» Елены Хазановой, «Мне не больно» Алексея Балабанова, «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Странник» Сергея Карандашова и «Парк советского периода» Юлия Гусмана. Откуда я всё это знаю, спросите. Да просто взяла и перечислила вам несколько премьер, наиболее ожидаемых на стартовавшем 4 июня в Сочи «Кинотавре». Неплохо было бы сейчас там оказаться. Но и нам грех жаловаться – и на нашей улице будет фестиваль. И не какой-нибудь, а что ни на есть муждународный. «Сталкер» называется. Второй год он будет нас баловать премьерами и встречами с российскими актёрами и режиссёрами. Причём совершенно бесплатно. Так что смотрите с 9 по 14 июня российское кино – и будет вам счастье. ]§[