Ректор Северо-Кавказского центра исламского образования и науки профессор Максуд Садиков, член Духовного управления мусульман Дагестана, рассказал Ольге Алленовой, как надо решать проблему экстремизма на Кавказе и, в частности, в Дагестане, с которым связаны все последние теракты в России (печатается в сокращении. – Прим. «ЧК).
– Ваххабитское учение стоит против традиционного учения. То, что оно против, нестрашно. В исламе плюрализм мнений – это нормально. Только когда это плюрализм за столом: сели за стол, достали книги, дискутируем. Но они за стол не садятся, они сидят на интернетсайтах, они используют СМИ, они пропагандируют в лесах и в городском подполье – и с ними поговорить невозможно. Духовенство наше просит: «Давайте сядем и обсудим проблемы. Всевышний создал нас разными. Это не повод воевать друг с другом. Раз он нас создал разными, значит, у нас разное мышление. Это для того, чтобы отточить свой ум друг о друга и прийти к истине». Но они не хотят.
– А чем они так привлекают людей?
– Они привлекают молодёжь. Основная часть этих, так называемых, ваххабитов – молодёжь в возрасте от 16 до 25 лет. Насколько они знают учение альВаххаба? Насколько они вообще знают ислам? В томто и дело, что они знают это очень плохо. Мы в вузе учим людей пять лет, и то далеко не все усваивают материал. А тут вдруг за две недели человек становится таким ярым последователем, что готов умереть за ислам. Как? Большая часть молодёжи там не изза веры, не изза альВаххаба или тариката. Либо это люди с тяжёлыми финансовыми проблемами, либо это люди, имеющие очень плохие отношения с органами правопорядка, либо люди, недовольные властью.
– И как вы предлагаете с ними поступать?
– Проблема в том, что это не арабы, которые выполнили заказ и уехали, а наши ребята. Духовенство должно с ними общаться, должен быть диалог. Но они не хотят идти на контакт. А идти в леса наше духовенство не готово, потому что идти туда надо с автоматом. Или это будет самоубийством.
– А как вы им объясните, что их убеждения неверны? Что взрывать себя и убивать других нельзя? Они ведь считают, что так становятся шахидами и попадают прямо в рай.
– Самое главное – чтобы мы могли сесть за стол и выяснить, в чём расхождения. Мы должны им объяснить, что обзывать кяфирами единоверцев нельзя. Оскорблять людей нельзя ни в одной из религий.
– Почему в Саудовской Аравии ваххабизм не приносит столько проблем, сколько в России?
– Там – это религия государства. У них там нет проблем только потому, что они внедрили эту идеологию полностью. Там ведь нет другого мнения. И не таким уж мирным путём это произошло. И с этим государством весь мир сотрудничает. И мы тоже должны жить с ними в контакте. В России далеко не все люди, называющие себя ваххабитами, ими являются. Те, кто совершает преступления и взрывает людей, – это не ваххабиты. И это не мусульмане. Это преступники. Дагестанский экстремизм – это особый предмет изучения. Нельзя всё кидать на учение альВаххаба. И мы тоже не правы, когда всех экстремистов причисляем к ваххабитам.
– Это ведь началось давно, когда правоохранительные органы стали их притеснять. У них же были свои мечети, которые просто зачищали во время намаза.
– Нет у них своих мечетей.
– Мне некоторые милиционеры говорили, что мечеть на улице Котрова в Махачкале – ваххабитская.
– Это примитивное мышление, ярлык. Если вы пойдёте на намаз в эту мечеть, вы увидите там и тех и других.
– А если имам – ваххабит, его проповедь отличается от проповеди обычного имама?
– Только если его проповедь касается какойто конкретной темы. А так – трудно.
– Вы сказали, что у правоохранительных органов часто примитивный подход к ваххабитам.
– В этой среде очень много безграмотных людей, которые работают не на пользу страны. Ваххабизм – это не преступление, и если ктото из имамов следует учению альВаххаба и не призывает к насилию, никто его не должен трогать. Правоохранительные органы должны наказывать людей по принципу, совершили они преступление или нет. Но я не знаю, как они вычисляют ваххабитов, если даже нам трудно это сразу определить.
– А если в отношении мусульманина совершено какоето преступление, он имеет право отомстить обидчику?
– Если в отношении мусульманина, его жизни, его собственности, его семьи, его родины совершено посягательство, он обязан ответить на это. Если в дом мусульманина приходит человек с насилием, мусульманин имеет полное право ответить, даже до физического уничтожения. Если на страну мусульманина нападают извне, его долг – выйти и встать на защиту отечества. Вот когда со стороны Чечни пришли вооружённые Басаев и Хаттаб, наших верующих не спрашивали, хотят они или не хотят, – сами стали вооружаться, достали оружие, создали отряды ополченцев и пошли.
– А если в дом к мусульманину пришли сотрудники правоохранительных органов, оскорбили жену, ударили отца, как это часто бывало в Чечне, Дагестане, Ингушетии, он должен отомстить обидчикам?
– Если я сам совершил преступление и за это преступление меня преследуют, значит, я дал повод – и они выполняют то, что положено, даже в рамках шариата. А если вы пришли ко мне, к человеку, который ничего не сделал, и начали издеваться, то ответить вам я обязан, у меня нет другого выхода. Это шариат. Но оружие и насилие – это самый последний метод. Если я вижу, что с человеком можно говорить, я не имею права поднять на него руку. То, что они делают, взрывая милиционеров, взрывая мирных людей, вызывает ответную реакцию против всех мусульман.
– Может, стоит повышать грамотность в вопросах религии среди сотрудников органов правопорядка, чтобы они не считали всех женщин в платках террористками?
– Милиционер должен быть грамотным, чтобы не оскорблять своими действиями людей, к которым он приходит домой. Судья должен быть грамотным, иначе как он определяет, что литература является экстремистской? А вы знаете, как сегодня это определяют? Если в книге написано, что ислам – это единственно правильная религия, значит, книга экстремистская. Но это же глупость. Разве в Библии такого не написано? И если верующий не верит, что его религия – единственно верная, то в чём же смысл его веры?
«Власть», 12 апреля 2010
«Власть», 12 апреля 2010
Номер газеты
- 7 просмотров