[ Люди делятся не по нациям... ]

Здравствуйте, в студии Максим Шевченко и я – Елена Щедрунова. Начнём с темы, которую обсуждают очень многие – это встреча Владимира Путина с представителями футбольных фан-клубов. Напомним, что он посетил могилу убитого болельщика «Спартака» Егора Свиридова и даже возложил цветы к его могиле. После этого сделал несколько заявлений, два из них, Максим, я хочу с вами обсудить. Первое заявление о том, что у каждого есть малая Родина, которой можно гордиться, но я и десяти копеек не дам за здоровье человека, который приехал из средней части России в республики Северного Кавказа, невежливо обошёлся там с Кораном, при этом, заметил премьер, что и жители Кавказа, приезжая в другие районы, должны с уважением относится к местной культуре, обычаям и законам.

 
М. Ш.: – А что, было замечено, что жители Кавказа, приезжая в Россию, невежливо относятся к Библии? Понимаете, я просто нахожусь в двусмысленной ситуации, скажу честно, дорогие радиослушатели, я всё­-таки являюсь и членом Общественной палаты и ведущим Первого канала, и поэтому мне уж совсем критиковать премьера нельзя, я связан по рукам и ногам обязательствами, которые я подписал.
Е. Щ.:Но там же не было в договорах не критиковать премьера.
М. Ш.: – Это бред. То, что сказал Путин – это бред. Потому что, как можно Коран и традиции связывать воедино? Во-первых, начнём с того, что нет на самом деле никакого национального этнического конфликта. Нет никакой разницы, куда человек приезжает. Большинство людей – это вменяемые люди: кавказцы, русские, буряты. Всякий человек, который работает и нормально делает своё дело, занимается бизнесом, не склонный к криминальным наклонностям, он не склонен и к межнациональному конфликту. К такому конфликту склоны только те люди, которые выходят за рамки закона, и я подозреваю, что за этими конфликтами стоят ОПГ, которые делят между собой территорию. Возможно, сейчас из Москвы стали вытеснять этнические ОПГ, недаром упоминают деда Хасана со стороны Суркова. Но у меня вопрос: какой национальности, и к какой этнической группе относятся группировки Солнцевская, Коптивская, Люблинская, Люберецкая? Это что за этносы такие? Которые делили Москву в 90­е, и сейчас являются такими респектабельными составляющими московского экономического пространства. Поэтому мне вообще непонятна позиция Путина, его поход на могилу погибшего футбольного фаната. На том же Северном Кавказе тысячи сотрудников силовых структур погибли за единство Российского государства. Я знаю, что семьям многих из них не то что премьер не приехал, даже премии не выделяют. В Ингушетии, Дагестане, Чечне только местные власти выискивают хоть какую-­то поддержку. Мне это совсем непонятно. В России не может быть туземных частей, в которых люди гибли бы за интересы белого населения. Потому что здесь ещё вопрос – кто тут белый? На английском языке белая раса обозначается Caucasian, т.е. кавказский. Называть кавказцев чёрными – это невежество и абсурд. Но я понимаю, что власть хочет оседлать этот бунт, чтобы его не оседлали неонацисты, потому что они уже в Интернете предлагают формализовать этот бунт, целые движения объявили. Призывы спокойно висят в Интернете. Путин хочет сам стать лидером этой молодёжи, националистически настроенной. Мне кажется – это неправильная позиция, это ошибка премьер-министра и ему неверно подсказали, как себя вести в этой ситуации.
Е. Щ.: Максим, то есть вы считаете, что нет никаких проблем, что люди, приехав в другое место, в данном случае я даже не говорю, кто куда приехал, ведёт себя так, как привык себя вести в родной местности, совершенно не обращая…
М. Ш. – Это демагогия. Аслан Черкесов, убивший спартаковского болельщика – не кавказский парень, а рецидивист с двумя судимостями. Русский рецидивист ведёт себя также, где бы он ни находился – в Москве или на Кавказе.
Е. Щ.: Я сейчас вам не про это говорю. Я говорю вам о поведении, которое совершенно нормальное в том обществе, в котором живёшь ты и не нормально в другом месте.
М. Ш.: – Вы когда-нибудь были на Кавказе? Вы были когда-нибудь в чеченском обществе? А вы знаете, что чеченцы – это одни из самых сдержанных, холодных, подтянутых людей. Что в чеченском обществе, когда входят люди – все встают, что в чеченском обществе принято здороваться и принято прощаться. О каких русских традициях идёт речь? Демагогия осточертела.
Е. Щ.: Хорошо. У нас совершенно нормально, когда идёт девушка в короткой юбке и ярко накрашена. Попробуй так девушка пройти на Кавказе…
М. Ш.: – И что? Вы что, смеётесь что ли? Весь Кавказ так ходит. Я летом гуляю по Москве, и вижу, как парни пристают к девушкам, как на скамейках сидят парни и пьют пиво. Весь Чистопрудный бульвар завален бутылками пива и окурками. Как сидит пьяная молодёжь на скамейках, тискаясь и лобзаясь – это что ли, русские обычаи? Когда это в русском народе было принято публично демонстрировать свою срамоту, демонстрировать свою склонность к блядству, проституции. Когда это было принято пить пиво и бросать бутылки там, где пьёшь? У русского народа есть поговорка: «свинья гадит там, где ест». И улицы Москвы, они все загажены. И это москвичи. В России повсеместно говорят: «Россия для русских, Москва для москвичей». Мы не знаем о традициях друг друга. И у русского народа и у кавказского примерно одинаковые традиции – уважение к старикам, уважение к женщинам, ориентация на нормальную семью, а не на гомосексуализм, пропаганда которого ведётся повсеместно по Москве. У нас во всех новостях, что Моисеев попал в больницу. Больше не о чем, что ли, сообщить?
Е. Щ.: Губернатор Ставропольского края говорит, что у них большая проблема с представителями правоохранительных органов Чечни, которые приезжают отдыхать в Ставропольский край. И отдыхают они так, что весь Ставропольский край не знает уже: что делать? Там даже специальную комиссию создали, чтобы мирное население не страдало.
М. Ш.: – Большая проблема это, что такое? Давайте сейчас не будем заниматься националистической пропагандой в эфире. Неонацисткая пропаганда – это обобщение в первую очередь. Это когда поступки отдельных отморозков переносятся на чеченскую милицию, которая ведёт боевые действия за целостность российского государства. Вы когда-нибудь ставропольскую милицию видели в глаза? Я ставропольских ментов видел. Напомню, что это ставропольские менты брали взятки у Басаева, когда он вёз своих боевиков в Буддёновск, проехав, таким образом, пять ставропольских блокпостов. А как гуляют ставропольские менты, вы видели? Господин Гаевский видел, как гуляют его подчинённые? Я могу ему рассказать, можно даже видео предоставить. Это вопрос не национальный. Это вопрос закона и его соблюдения. Любые менты, нарушающие закон, одним миром мазаны. И никакой разницы, какой они нации. Как можно говорить, что чеченские милиционеры нарушают закон? Дайте их имена и Кадыров накажет их. Господин Гаевский не может справиться со своим Ставропольским краем, у него там беспредел, хаос бандформирований. Между прочим, не кавказских. У него там горят станицы, а он всё валит на чеченских милиционеров. Разберёмся с этим Ставропольским краем, пошлём туда комиссию и проверим, так ли у него волшебно обстоят там дела. Нет в России национального вопроса, есть нарушение закона.
Е. Щ.:Получается так: когда коренное население того или иного региона страдает…
М. Ш.: – Я не знаю, что такое коренное население. Что значит коренное население Москвы? Это кто – угро­финны?
Е. Щ.: Это русские.
М. Ш.: – А кто это вам сказал? Кто такие русские в Москве? Москвичи – это кто такие? Татары – это не коренное население Москвы?
Е. Щ.: Это люди, которые выросли в русской культуре.
М. Ш.: – Какая русская культура, вы о чём говорите? О какой культуре речь идёт, Бунин, что ли, живёт тут у вас? Живёт какая-­то шпана. Что за термин вы ввели – коренное население? Реалии этнического государства, которые ввели в Израиле, перенесли в Россию. И это добром не кончится. Москва – это супермегаполис, который стягивает в себя человеческие потоки со всей Евразии, как это происходит в Лондоне, Нью­-Йорке, Париже. Поэтому естественно, что в Москву стремятся люди разных национальностей, разных народов. Превратить Москву в этнически русский город – это акт, подобный акту Басаева, стремившегося отделить Чечню от России. Армяне – коренное население Москвы? А черкесы? Они с пятнадцатого века живут в Москве, что они, приезжие, что ли?
Е. Щ.: Они считают себя русскими, так как выросли в русской традиции.
М. Ш.: – Не знаю, у меня есть знакомые, которые живут в Москве в пятом поколении, при этом считая себя армянами.
Е. Щ.: Но они соблюдают русские традиции.
М. Ш.: – Какие это традиции?
Е. Щ.: Ну хотя бы не тыкать друг другу при разговоре.
М. Ш.: – В Москве не тыкают? Вы что, смеётесь, что ли? Начинают чуть что – «ты что, братан?», «ты кто такой?». Не путайте манеру говорить разных слоёв. Люди делятся не по нациям, люди делятся по уровню доступа к образованию, по уровню доступа к духовной культуре. В каждом народе есть люди вежливые и есть хамы. Я отказываюсь принять современную московскую культуру за русскую культуру: она преимущественно русофобская. Потому что она уничтожает лучшие качества русского народа, которые мы знаем из русской литературы. Какое отношение этот город, в котором торжествует разврат, имеет к душе русского народа? Да этот город просто пожирает русских, он вытягивает из деревень, окружных сёл крестьян и превращает их в обслуживающий персонал. Я еду вечером по Ярославскому шоссе на дачу, там стоят девушки – рабыни­проститутки. Это Москва? Это культура Москвы? Это, что ли, русские традиции? Причина этого в социальном, а не национальном конфликте, и не надо их подменять. Нет в России никакого национального конфликта и не надо его искусственно создавать. Не стоит экстраполировать преступление, совершённое Асланом Черкесовым, на всех кавказцев. Точно так же, как некоторые русские и кавказцы ведут себя нагло, хамски и вызывающе. Я готов поспорить, что из десяти автомобилей, которые вас нагло подрезают на светофоре, только в одном или двух сидят кавказцы, а в остальных сидят люди какой нации – это ещё разобраться нужно. Вешать все проблемы на какой-то народ – это безумие.
 
Радио «Вести FM», 21 декабря, 2010
Номер газеты