[ колонка ]

[Искусство вычитания] Существуют разные подходы к вопросам искусства. Один — умножение деталей, тщательная проработка их. Попытка достичь «правдоподобия», зарегистрировать увиденную картинку, пришпилить ее к действительной жизни. По этому принципу строились многие художественные полотна и тексты, так сказать, прозападной направленности.

Другой способ — ориентальный, характерный, в частности, для традиционного китайского понимания мира. Росчерки тушью оставляют белые просветы рисовой бумаги, чья фактура и белизна полноправно участвуют в рисунке. Не бисер многословия, а недосказанность, умолчание. Не точка с ее категоричностью, но многоточие, предполагающее продолжение звука, эхо тех слов, что не были сказаны. Тут эффект достигается не за счет перечисления второстепенного, а наоборот, устранением самой идеи завершенности.

Если в свете этого рассматривать творчество Адиля Астемирова, то он, безусловно, принадлежит ко второй школе. И шагнул в этом направлении за пределы, очерченные учителями. Из его живописных работ, выставленных в «Первой галерее», последовательно изъяты и фигуративность, столь любимая народом, и мистико-эротические мотивы (верное прибежище поклонников «искусства», представленного Никасом Сафроновым), и яркое многоцветие, отсылающее к традициям ковроткачества, и даже сама линия. То, что обеспечивает простой контакт со зрителем, видимость понимания и, как следствие, — широкую популярность.

Оставлен разве что — цвет. В этом же режиме вычитания работает еще один дагестанский художник — Тимур Сулейманов. Мне посчастливилось наблюдать, как от городских пейзажей, от антропоморфных портретов стареющих зданий с висящими на честном слове форточками, с осыпавшейся пудрой-штукатуркой, с беззубыми провалами подъездов, он плавно перетекает к изображению субстанции, близкой к первичному бульону. Отсутствие в картинах деспотической личности автора с человеческим осмыслением и трактовкой изображаемого требует от зрителя интеллектуального усилия, либо просто глубокого вздоха. «Мы вдыхаем — Камень, выдыхаем — Дом», — писал по поводу cулеймановских работ Букеровский лауреат Игорь Клех.

В работах Астемирова есть все необходимое для построения своего Дома, нужно только глубже вдохнуть… и не задохнуться. И в помощь зрителю автор оставил разве что — маленькие черные кружочки, в непонятной последовательности расположенные на некоторых работах (друг, побывавший со мной на открытии выставки, сказал, что это очень целесообразно, удобно для размещения картин поверх электророзеток). Видимо, даже он при всем скептицизме уже начал строить свой Дом из предложенного материала.

Подтверждая принцип вычитания, Адиль, как правило, не присутствует на открытии выставок (он вообще крайне редко выходит из дома), то есть он вычел и себя самого. Только телесное по белому, только едва намеченные трещинки то ли грунта, то ли краски, только Вдох и Выдох.

Живопись Адиля Астемирова сродни горловому пению, самозабвенному и самодостаточному. У такого пения не может быть финальной ноты и продуманной линии. Предел ему кладет лишь изнеможение. ]§[

Номер газеты