[ колонка ]

[Просто праздник какой-то!] По опыту прошлых лет знаю — Ураза, помимо вкуснющих вещей, принесет еще и испытания. Праздник начнется утренней побудкой. Часов с 7-ми саранчой, махновской бандой понесутся детские стада.

Все нормально, обычай такой, но удивляет ожесточенность маленьких поздравляльщиков. Да и сам процесс «поздравления» весьма своеобразен. Дети лупят в двери всеми конечностями, как наряд ОМОН, стоят на пороге неотвратимые, как налоговая инспекция, протягивают распяленные кульки. Помимо затертого «с праздником» ничего сказать не могут, не объяснили им какие ритуальные слова нужно произнести. А ведь наверняка такие есть. Собрав дань, славные ребятишки отбывают в другой дом, столкнувшись в подъезде со сменяющей их новой оравой.

Это малолирическое отступление имеет непосредственное отношение к опубликованному в 7-м номере «Черновика» материалу «Бог с вами». В нем я пыталась сказать, что религиозность, спроецированная на невежество, дает жуткий эффект. Если вычесть из ритуала веру и благость — остается лишь шелуха, механическое повторение когда-то и кем-то установленного. У деток в глазах, помимо азарта и алчности, я ничего не разглядела.

Веры и благости становится все меньше, хотя декларируется обратное. Мои оппоненты подают себя как истинно верующих людей. Я полагала, что «верующий» — это человек, у которого такая тишина и свет на душе, что на резкость его не раскрутить. Ан нет! На 19-ой странице самый корректный из ответов на мою статью о религиозном обучении… Молодая женщина, принесшая его, упоминает о «не совсем чистом источнике», под которым подразумевает, видимо, мою бессмертную душу. Ну, зачем так уж! «Вера — это нравственность», — пишет Оксана. Думаю, что нравственность, в отличие от морали, не бывает общественной, она — личная, обращенная внутрь. САМОдисциплина, а не воспитание других. (И разве вера передоверяет человеку божественные функции оценивать не поступки, не позицию, а душу другого человека?). В нашем обществе нравственность подменяется моралью, то есть внешней обрядовой стороной, послушным выполнением предписаний. Я не во всем согласна с профессором Шамовым, чью статью вы можете прочесть на той же 19-ой странице, но должна признать, что ему хватило такта в споре не переходить на личности. Возможно, кто-то пожелает продолжить пикировку и ответить профессору. Так вот, сообщаю: волею, данной мне редакцией газеты, прекращаю диспут на ЭТУ тему. И призываю всех праздновать, радоваться (благо детская продразверстка закончилась!), а еще, наверное, размышлять, поскольку известно: «Сон разума рождает чудовищ». ]§[

Номер газеты