Во вторник в Первой галерее открылась персональная выставка Зайнутдина Исаева «Даги. Сказание о женщине». Экспозиция представляет собой продолжение цикла работ, посвящённых теме женщины-горянки как носителя духовной культуры и народных традиций Дагестана».
Одноимённая первая часть цикла была представлена в этом же выставочном зале в 2001-м году. И уже тогда деликатное, но однообразное цветовое решение преимущественно в коричневых тонах произвело впечатление приземлённости художественного восприятия автора. Спустя пять лет это впечатление подтвердилось.
Логика Зайнутдина Исаева вполне ясна: ассоциирование женского, материнского начала с некой твердыней, землёй вполне типично для аграрной горской культуры. Но художник трактует этот мотив, пожалуй, чересчур буквально. Например, работа «У очага» кажется всего-навсего потрескавшейся саманной штукатуркой на горской печи. Таким же образом во многих его работах визуальное восприятие «забивает» возможность эмоционально понять, прочувствовать картину. И лишь от таких полотен, как «КIодо», наоборот, веет теплом, хоть и не разглядишь, сколько ни старайся, родное морщинистое лицо в композиции, напоминающей задрапированную старушечью шаль.
Из года в год художник по-разному, но всё же как-то на один манер лепит образ женщины. Пытается воссоздать мифологизированный облик вымирающего вида – горянки. Такой, которой больше нет, а может, никогда и не было. Издревле предназначением женщины в горах было работать наравне с мужчинами, а то и больше мужчин. Поэтому неестественно идеальным, словно вырванным из контекста, получается женский образ у Зайнутдина Исаева. Женщина, превращённая абстрактной живописью художника в некий символ, знак, пребывает преимущественно в сакральном состоянии ожидания, разлуки, одиночества.
Нещадно эксплуатируемая тема женщины, матери, хранительницы домашнего очага – это некий «конёк», апеллирующий к общепринятым культурно-нравственным ценностям для мало кому понятного «беспредметного» искусства. Это такой беспроигрышный вариант, который всегда будет оценён и одобрен всеми, а особенно самим слабым полом.
Женщина воспевается мужчинами в стихах и запечатлевается на холстах. Однако досадно, что всё реже и реже кто-то считает должным уступить ей место в общественном транспорте или хотя бы помочь донести тяжёлые сумки. ]§[