[ Страшная, страшная сказка ]

Под Новый год (праздник вечного детства) актуальны, во-первых, подарки, а во-вторых, «В лесу родилась елочка». В связи с этим хочу предупредить, что покупая ребенку лучший подарок — книгу, в нынешние дикие времена нужно быть начеку. Чуть зазеваешься и купишь такую прокламацию, которая не то что «чему-нибудь и как-нибудь», да она ребенка плохому научит! Если раньше детские книжки издавались авторитетными издательствами под строгим контролем государства, то теперь этот ходовой товар позволено выпускать, извините за выражение, любому дураку. И судя по содержанию и оформлению книг с умилительной пометкой «для самых маленьких», именно дурак этим позволением воспользовался в полной мере.

Понятно, что и сейчас есть солидные издательства, работающие с умом, вкусом и размахом, но их продукция стоит приличных денег. Не то, чтобы нереальных, но таких, которые у нас на детские книги тратить не привыкли. Даже те, у кого эти деньги есть. И уж тем более не по карману красочные издания семьям с невысоким достатком. Так вот, на родителей, которые хорошо помнят о советском детстве — мороженном по 13 копеек и книжках — по 20 — и не представляют, как на «Курочку Рябу» можно потратить больше червонца, рассчитана копеечная продукция всяких непонятных издательств. Доставшаяся моему мальчику «Курочка» (не я купила, легкомысленный дедушка подарил), например, издана конторой с симптоматичным названием «Ч.А.О. и Ко».

Ну, какого подвоха можно ожидать от старой доброй курочки Рябы? Содержание известно, запоминается легко, а мораль не обязательна (да там ее и нет). Но, о, ужас, что за картинки у этой «Ч.А.О. и Ко»! Дед смахивает на Санта-Клауса (только без красного колпака), а лопоухая бабка — на Веронику Маврикиевну. Улыбка, посетившая ее при виде снесенного яйца, обнажает единственный, пиратского вида зуб, а над разбитым яйцом она не плачет, а почему-то сморкается. Мышь изображена эдакой мускулистой злодейкой, смахнувшей яйцо не случайно, а явно по злому умыслу. Ну, и апофеоз всего этого малохудожественного беспредела — имидж главной героини курочки Рябы. Это не курица. Это какая-то международная авантюристка с таким взглядом — отпад, который в переводе с неприличного мягко называется многообещающим.

Да чтоб мой сын смотрел на эту вот дешевку и думал, что такими и бывают герои русских народных сказок! Кошмар! Помнится, в моей книжке издательства «Малыш» была нарисована изба, видно, что бедная: печка с лоскутным одеялом, корка черного хлеба на столе… Ясно мне становилось, что снесенное золотое яичко было единственным шансом деда с бабкой, например, крышу починить. И жалко мне их было так, что обещания снести «яичко не золотое — простое», никогда не утешали. В общем, море эмоций. А тут комикс какой-то...

Еще одно классическое произведение в современном исполнении, повергшее меня в шок, — «Колобок» в кепке а-ля Юрий Лужков от издательства «Наталис». Причем все остальные герои сказки одеты во что-то псевдокрестьянское, на фоне чего легкомысленный Колобок (еще и с сороковым размером ноги) выглядит городским прохиндеем. И то, что он «от дедушки ушел, от бабушки ушел», — вполне соответствует его виду и трактуется художником не как глупость дитя неразумного, а явно как пример для подражания, закономерность и поступок в духе времени.

Но, если в двух этих случаях хотя бы текст был проверенным, то в других дешевых книжках стихи принадлежат перу того же безумного компьютера, который их иллюстрирует. Это, видимо, еще один способ сэкономить на издании — компьютерные коллажи. В нашей книжке про разные машины рядом с жуткими картинками располагаются, например, такие характеристики: «Вот асфальтовый каток для строительства дорог. Чтоб разглаживать морщины, лучше не найти машины». Если допустить, что это написал живой человек, то он явно извращенец, которого и близко нельзя подпускать к детской литературе. Если это писала машина, механически подбирая рифмы, значит, редактор, сдавая книгу в типографию, даже не потрудился прочитать сии поэзы. Корректор, кстати, тоже. Слово «экскаватор» написано там большими буквами без второго «к». Напоровшись на еще более бредовые стихи в другом сборнике, я обратилась к выходным данным и с ужасом обнаружила там такую информацию: «Художник М.Красильников. Стихи М.Красильникова». Совершенно очевидно, что этот художник не поделился ни с кем издательским гонораром и решил, что с такой смешной задачей, как написание двустиший под детскими картинками, он и сам справится. Ну ладно, он решил, а о чем думали люди, которые издавали всю эту муть многотысячным тиражом?

Скорее всего, они думали о деньгах. А нам с вами надо думать о детях. И поэтому, покупая детские книжки, будьте бдительны. Между вашим ребенком и его книжкой больше не стоит придирчивый цензор. Прошли славные времена «Детской литературы». Между вашим ребенком и его книжкой теперь стоит много тупых, ограниченных дядек-посредников, озабоченных жаждой наживы. Между вашим ребенком и его впечатлениями от жизни стоите вы. И пока это возможно — ограждайте дитя от пошлости и халтуры. Этого добра в его жизни будет еще предостаточно. Простите за пафос.

А теперь я покушусь на святое. Или кому-нибудь так может показаться. Дело в том, что, читая сыну не менее старое и доброе, чем «Курочка Ряба», я поняла, что мое новое экологическое мышление входит в противоречие с содержанием некоторых классических строчек. Даже Барто, видите ли, мне не угодила.

Мне не скучно без огня —

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днем

Ничего не видно в нем,

А посмотришь вечерком –

Он с зеленым огоньком,

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

Вот не нравится мне это. Не должен ребенок думать, что можно поймать в лесу живого светлячка, притащить домой, посадить в банку с травой и заставить светить себе на радость. Такой подход: «поставим природу на службу людям» и поставил Землю на грань экологической катастрофы. Барто писала стишок в 30-е, и тогда он выглядел невинно. Но в XXI веке любые намеки на использование природы, по-моему, нужно исключить. Особенно из сознания ребенка, и легче это сделать тогда, когда оно только формируется.

Понимаю, что в республике, где каждая семья, сидя на пляже или в лесу, окружает себя изгородью из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов; где мусор выбрасывают прямо из окон, а взрослые превращают города в заасфальтированные автостоянки, изыски, вроде исключения из репертуара ребенка определенных стихов, выглядят нереально. И все-таки я уверена, что от запирания светлячка в банку недалеко до отрезания хвоста кошке, а там и до других зверств рукой подать…

И еще одно экологическое замечание к Новому году. Партия «зеленых» давно по мне плачет, ибо мне кажется, что «В лесу родилась елочка» — тоже безнадежно устаревшая песенка. Посудите сами. Родилась елочка в лесу, все у нее было хорошо, была она «стройная, зеленая», «метель ей пела песенку», «мороз снежком укутывал», ухаживали значит все, зайчика она радовала и т.д. Тут старичок рубит ее «под самый корешок». И хотя она «много-много радости детишкам принесла», ее шансы остаться стройной и зеленой свелись на нет. И в лес, где родилась, она уже не вернется. И думаю, я так прямо и объясню своему сыну. Не призываю всех к тому же. Но наши уникальные хвойные леса в горах нелегально вырубаются и либо отапливают население, которому уголь не по карману, либо распродаются шабашниками на переработку. Опять-таки в этих суровых реалиях говорить о негуманности песенного старичка, по крайней мере, странно. Ну и пусть. Ведь опять же, все начинается с детства. И, может быть, чье-то равнодушие к родной природе началось с какого-то Нового года и песенки про елочку, удушенную «под самый корешок». Еще раз простите за пафос, и с наступающим!

P.S. Мнение «хозяйки» полосы не совпадает с мнением автора. ]§[

Номер газеты