[ Фикх всеобъемлющий ]

На протяжении всего существования человечества Всевышний Аллах устанавливал правовое поле для его жизнедеятельности, отправляя Своих посланников и ниспосылая Свои Книги. Основы шариата (законодательства) Всевышнего Аллаха в виде вероубеждения были едиными для всех народов, когда-либо населявших землю. Сами же правовые нормы менялись в зависимости от уровня развития человека на том или ином этапе, на котором ниспосылались откровения Всевышнего Аллаха. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является последним посланником, а Коран является последней Книгой, направленной человечеству до Судного дня. Аллах говорит в Коране (перевод смысла аята): «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3).

Ислам регламентирует все стороны жизни и даёт ответы на все вопросы, возникающие перед человеческим обществом. Источником закона, по которому должен жить человек, является воля Всевышнего Аллаха, которая нашла своё отражение в Коране и Сунне. Эти два источника шариата устанавливают правовые нормы на все случаи жизни как прямым текстом, так и посредством косвенных указаний согласно научной методологии, выведенной опять же на основе Корана и Сунны. 

 

Разделы исламского права

 

Исламские правовые нормы собирает наука «Фикх» – исламское право. Она включает в себя следующие разделы:

– ритуальное поклонение: очищение, намаз, закат, пост, хадж и др.;

– торговые отношения: купля-продажа, аренда, долг, залог, подарок, партнёрство, инвестирование, поручительство и т. д.;

– семейное право: заключение брака, развод, нормы, связанные с родством; кормление грудью, обеспечение семьи, наследство и т. д.;

– судейство: нормы, связанные с качествами судьи, его назначением, полномочиями, рассмотрением заявлений, судебным процессом и т. д.;

– внутренняя государственная политика: нормы, связанные со взаимоотношениями между властью и народом;

– уголовное право: нормы, связанные с видами преступлений и наказаний за них, а также их осуществлением;

– международное право: нормы, связанные со взаимоотношениями исламского государства с другими: состояниями войны и мира, подписаниями договоров и т. д.;

– этика и нравственность: нормы этики, поведения и отношения людей друг к другу, а также исламские институты повышения нравственности, воспитания души и сердца.

Конечно, это разделение является условным и может различаться в трудах различных учёных-правоведов и правовых школ. Однако все эти подходы объединяет одно – всеобъемлющий характер фикха.

 

К сожалению…

 

…во многих обществах, в которых преобладают мусульмане, нет ясного понимания того, что шариат Всевышнего Аллаха регулирует все стороны человеческой жизни и не оставил ни одно действие человека, не дав ему соответствующую правовую оценку. Многие люди полагают, что ислам ограничивается духовностью, ритуальным поклонением и основными пунктами вероубеждения. Косвенно эта проблема относится не только к простым, неграмотным в области шариата людям, но и к тем, кого в таких обществах принято считать обладателями знания. К сожалению, в окружающем нас обществе катастрофически не хватает учёных, специалистов, глубоко разбирающихся в шариатских нормах, регулирующих торговые, семейные, политические и экономические отношения. Отчасти это является причиной примитивного понимания ислама как немусульманами, так и самими мусульманами. Конечно, на это есть множество объективных и субъективных причин, которые в данной статье мы рассматривать не будем. Хвала Аллаху, ситуация стремительно меняется в лучшую сторону.

В связи с описанной проблемой мы намерены сделать свой маленький вклад в её решение и начинаем серию статей по нормам шариата, связанным с торговыми отношениями. С помощью Аллаха мы постараемся раскрыть основные темы этого раздела, такие как договор купли-продажи и условия его действительности; риба (ростовщичество), его виды и основные положения; исламская этика торговли; запрещённые виды имущественных договоров; нормы, связанные с долгом, залогом, арендой, партнёрством, инвестированием, поручительством и другие важные вопросы, с которыми мусульмане сталкиваются каждый день, зачастую даже не подозревая, что они при этом совершают те или иные грехи.

Каждый мусульманин обязан знать положения шариата относительно деятельности, которой он занимается, поскольку в противном случае он рискует совершить множество грехов и неправомерных действий. Так, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб выгонял с рынков людей, не знающих нормы шариата, связанные с торговлей.

Если мусульманин собирается вступить в брак, он должен изучить его основные положения, свои права и обязанности перед семьёй. Если он занимается бизнесом, то должен знать положения шариата, регулирующие его деятельность, должен знать, какие сделки являются дозволенными, а какие – запрещёнными и т. д. Аллах говорит в Коране (пер. см.): «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). То есть все свои дела мусульманин должен взвешивать на весах Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах также говорит (пер. см.): «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура «Воскресение», аят 36). Аллах создал человека и не оставил его делать всё, что ему вздумается. Напротив, Аллах установил закон, по которому он должен жить. Закон, исполнение которого ведёт человека к довольству Аллаха и Раю, «ширина которого подобна ширине небес и земли» (сура «Железо», аят 21), а отворачивание от него – к гневу Аллаха и Аду, в котором «ему уготованы унизительные мучения» (сура «Женщины», аят 14).

Сегодня мы остановимся на самом обычном договоре купли-продажи и его условиях, к которым так или иначе возвращается большинство торговых операций.

 

Определение и

составляющие

 

Договор купли-продажи – это акт, посредством которого происходит обмен имуществом с двусторонним переходом прав собственности на неограниченное время.

Составляющими элементами договора купли-продажи являются стороны договора – продавец и покупатель, форма волеизъявления сторон, а также обмениваемое имущество.

 

Условия, предъявляемые шариатом к сторонам договора

1. Покупатель и продавец должны быть совершеннолетними, разумными, способными распоряжаться имуществом. Несовершеннолетний, но уже разумный ребёнок, а также не умеющий должным образом распоряжаться имуществом, не могут заключать договор купли-продажи без разрешения опекуна. Аллах говорит в Коране (пер. см.): «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (сура «Женщины», аят 6). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо поднято от троих (то есть снята ответственность): от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснётся; и сумасшедшего, пока к нему не вернётся разум» (Абу Дауд).

2. Стороны должны действовать по собственному желанию. Если покупателя или продавца принудили к сделке, то она не будет действительной. Аллах говорит в Коране (пер. см.): «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29). Исключением из этого условия будет ситуация, когда принуждение происходит по праву.

 

Условия, предъявляемые шариатом к форме волеизъявления

1. Эта форма должна выражаться устно или письменно посредством оферты (предложения) и акцепта (принятия) такими словами, как «продаю» и «покупаю» или же посредством передачи денег и товара из рук в руки таким образом, как это принято в обществе. Поскольку только в таком случае будет установлено наличие условия обоюдного согласия.

2. Между офертой и акцептом не должно быть длительного промежутка времени, кроме как если в это время обсуждался сам договор. Поскольку в таком случае сделавший предложение мог передумать и не иметь согласия.

3. Слова оферты должны соответствовать словам акцепта. То есть если продавец скажет: «Продаю за тысячу рублей», а покупатель ответит: «Покупаю за восемьсот», сделка не будет действительной.

4. Не должны ставиться условия, противоречащие условиям действительности договора. Например, если продавец скажет: «Я продаю тебе автомобиль, если мой отец с этим согласен», а покупатель ответит, что покупает, сделка не будет действительной, поскольку в таком случае не будет наблюдаться требуемое полное согласие продавца.

 

Условия, предъявляемые шариатом к товару

1. Использование товара должно быть дозволенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков, мертвечины, свинины и идолов» (Аль-Бухари, Муслим).

2. Товар должен иметься в наличии на момент сделки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет» (Абу Дауд). Исключение из этого условия возможно в договоре с некоторыми дополнительными условиями, о котором мы поговорим в одной из следующих статей.

3. Покупатель должен иметь возможность получить товар. К примеру, продажа угнанного автомобиля не будет действительной, поскольку покупатель не может его получить. Однако продажа отобранного кем-то насильственным образом у продавца имущества будет действительной, если покупатель имеет возможность его забрать.

4. Имущество должно принадлежать тому, кто им распоряжается. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чем ты не владеешь» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

5. Товар должен быть известным сторонам договора. Покупатель должен видеть его или его часть непосредственно во время заключения договора или до этого. 

Таким образом, шариат заботится о мусульманах, устанавливая нормы, которые полезны обществу, поскольку способствуют открытости и прозрачности отношений, а также направлены на недопущение неприятных последствий и недоразумений.

 

(Продолжение следует, иншааЛлах…)

Номер газеты