Почему ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение. На самом деле каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку моральные ценности и чувство ответственности перед обществом. Этот процесс воспитания осуществляется от колыбели до могилы.
«Исправлять» человека следует до того, как он совершит преступление. Ислам прилагает все усилия, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то согласно шариату наилучшей средой для исправления виновного являются семья и общество. Именно в эту среду шариат, как правило, отправляет преступника, понёсшего наказание. Сегодня же по действующей мировой пенитенциарной практике его отправляют в тюрьму, где каждый из постоянно окружающих его людей – такой же преступник, как он сам.
Слово «шариат» пугает. Даже жителей республики, 95 % населения которой – мусульмане. И это неудивительно: журналисты и публицисты, да, впрочем, и многие активно призывающие к исламу мусульмане, понимают под шариатом исключительно систему телесных наказаний.
Если мы обратимся к истории утверждения ислама, то увидим, что коранические наставления о наказаниях были ниспосланы только после того, как исламское общество постигло благо, а мусульмане получили свои права.
На раннем этапе становления ислама Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил людей единобожию, прививал им богобоязненность и рассказывал о Судном дне. И только после того, как в исламском обществе прочно установились нравственные стандарты, были введены законы о наказаниях.
Шариат не делает наказание самоцелью. Он стремится сделать преступление в глазах мусульманина явлением из ряда вон выходящим. Одной из основных целей шариата также является формирование такой среды, в которой хорошие поступки поощряются, а плохие – отвергаются, в которой легче творить добро, чем чинить зло.
Закон защищает интересы общества. Институт наказания за преступление стоит на страже соблюдения закона. Определение видов преступлений и соответствующих им наказаний в том или ином обществе отражает идеалы, которое оно отстаивает. Основными ценностями исламского общества, защищаемыми шариатом, являются: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. Правонарушение в исламском праве рассматривается как неподчинение воле Аллаха.
Классификация видов наказания
Шариат выделяет три основные категории наказания:
1. Первая – хадд – включает предписанные Аллахом формы конкретных наказаний, отражённых в Коране и Сунне. Эти наказания направлены на сохранение общественного интереса. Их нельзя ни облегчить, ни ужесточить, преступника нельзя помиловать. Они прививают обществу глубокое чувство отвращения к соответствующим видам преступлений. Это прелюбодеяние, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.
Вторую форму называют кисас – наказание за убийство и нанесение увечий. Если человек причиняет физический вред или смерть другому человеку, раненый или семья покойного имеют право на возмездие. Уникальность кисас состоит в том, что семья жертвы может выбрать один из вариантов: настоять на наказании, принять материальную компенсацию или простить преступника, что согласно шариату предпочтительнее: «…а для того, кто откажется от своего права на возмездие преступнику, эта милостыня послужит искуплением грехов» (сура «Трапеза», аят 45). Причём договариваются стороны вне суда. Ближайший сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Анас ибн Малик рассказывал, что никогда не видел, чтобы к Пророку обращались с вопросом о возмездии, и он не повелел бы простить.
Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию – тазир, являющуюся произвольным наказанием, которое самостоятельно (в контексте шариата и ситуации) выносит суд. Любое средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями, отвечающее общим целям шариата, общественным интересам и защите общества от нарушений условий его существования, согласно шариату является законным наказанием. Поэтому в исламском уголовном праве перечень видов наказаний, входящих в состав категории «тазир», не является исчерпывающим.
Кстати, кровной мести, которая для неосведомлённых об исламе людей стала его визитной карточкой, в шариате как таковой нет. Есть смертная казнь за предумышленное убийство, которое должно быть доказано исключительно в судебном порядке. А вся «кровная месть» заключается лишь в том, что родственники убитого наделяются относительно приведения приговора в исполнение некоторыми правами. В частности, в некоторых случаях могут простить и тем самым спасти убийцу, о чём говорилось выше.
Контекст среды
Оправдываясь перед теми, кто, не вникая в суть исламского уголовного права, называет его варварским, многие авторы идут на любые уступки: «Да, телесное наказание предписано, но оно обусловлено подтверждением факта совершения преступления таким набором доказательств, что фактически становится неисполнимым»; «телесные наказания не должны применяться до тех пор, пока общество не достигнет идеала, но тогда они станут практически ненужными».
Да, говоря о шариатской системе наказаний, её, как правило, рассматривают в отрыве от общества и контекста, в которых она призвана быть реализованной. Но религия Аллаха не нуждается в адвокатах, которые готовы перечеркнуть её, чтобы оправдать перед кем бы то ни было.
Шариат не просто накладывает на человека обязательства, нарушение которых влечёт за собой наказание. Прежде этого шариат наделяет человека правами. Запретив воровство и установив в качестве наказания за него отрубание руки, Всевышний Аллах дал каждому члену исламского общества право на социальное обеспечение за счёт института закята. Запретив прелюбодеяние, шариат поощрил раннюю женитьбу, сделал отношение супругов друг к другу одной из важных форм поклонения Аллаху, дозволил многожёнство при строгих условиях и обязал женщину соответствующей форме одежды. Однако в условиях голода отрубание руки не назначается в качестве наказания за воровство. Так же как для прелюбодея, не состоящего в браке, не назначается смертная казнь.
Действительно, претворение мусульманского уголовного права в жизнь – это прерогатива исламского государства и общества. Общества, в котором повеление доброго и порицание запретного являются обязанностью каждого члена. Общества, двигателем которого является богобоязненность его индивидов. Общества, в котором закон воспринимается как Воля Всевышнего Аллаха. Что подразумевает веру в его (закона) абсолютную справедливость, совершенство, полную свободу от человеческого фактора и недоработок. Но самое важное с практической точки зрения – это то, что следование и подчинение шариату являются непременным условием искренности веры человека, и они наряду с молитвой превращаются в поклонение Аллаху.
Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нём сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению, а не из страха перед наказанием. Его божественная природа, предполагающая веру в его идеальность, взращивает в личности уверенность в Судном дне, в который «тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (сура «Землетрясение», аят 8).
Некоторые обстоятельства
Установив наказания и обусловив их осуществление через ряд принципов и правил, установленных для тщательного подтверждения факта наличия преступления, ислам не позволяет ни отдельным людям, ни государству шпионить за человеком в целях уличить его в чём-либо, если нет серьёзных оснований полагать, что он готовится совершить общественно-опасное преступление. Не является обязательным и доносить о совершённом преступлении. Если возможно внесудебное решение вопроса, то оно предпочтительнее.
Институт презумпции невиновности как таковой был утверждён именно шариатом. Интересен случай, когда к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришёл Маиз ибн Малик с просьбой помочь смыть грех прелюбодеяния, желая понести предписанное за данное преступление наказание. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды прогонял его и только на четвёртый раз приступил к рассмотрению фактов. Сначала он говорил о его (Маиза) невменяемости, затем о том, что это могло быть не прелюбодеяние, а что-то другое. Однако все присутствующие единодушно признали здравый рассудок Маиза. И Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не оставалось ничего другого, как дать распоряжение о приведении соответствующей нормы в исполнение.
Интересно, что недоказанное обвинение в преступлении само по себе является преступлением, подлежащим судебному разбирательству. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одному из своих сподвижников, обвинившему жену в измене, сказал: «Доказательство! Иначе наказание (хадд) падёт на твою спину!» «О Посланник Аллаха! Неужели, когда один из нас увидел мужчину на своей жене, он должен искать доказательства?» – попытался возмутиться сподвижник. «Доказательство! Иначе наказание падёт на твою спину», – лишь строго повторил Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Конечно, этот человек мог решить для себя развестись со своей женой, однако для приведения в исполнение наказания за прелюбодеяние факт преступления должен быть доказан, как того требует шариат.
Цель шариата – не в наказании, а в создании условий, при которых нарушение закона является исключением. В этом смысле видимая суровость коранического наказания, освящённая божественным авторитетом, говорит лишь о тяжести самого преступления в глазах личности и общества и тем самым служит в первую очередь утверждению в обществе идеала нравственной жизни.
Заключение
Далёкие от справедливости люди всегда пытались измерить безбрежный океан божественного знания, мудрости и справедливости собственным мерилом придуманных критериев и стандартов. И у них никогда ничего не выходило. Сегодня они вопрошают: «Если ислам – это цивилизация, то почему исламские страны такие отсталые?»
Сегодня исламские общества далеки от идеала, они страдают многими социальными недугами. Правительства мусульманских государств – это недалёкие люди, у которых нет ни чести, ни мужества, ни своей головы на плечах. Это ставленники Запада, который окружил их силой, чтобы она защищала их от народа. В простом народе есть исламские ценности, и они воплощаются в том, что те или иные виды преступлений (воровство, убийство…) по статистике совершаются в этих странах гораздо реже, чем на Западе. Но на экономику или политику страны это повлиять никак не может.
По-настоящему исламское государство было «более правовым», развитым, прогрессивным и могущественным, чем весь остальной мир. Однажды это было. И это будет вновь. ИншаАллах.
Номер газеты
- 11 просмотров