[Прошу слова] Для чего нужна свобода слова вообще? Один показательный случай из истории раннего ислама. Когда халиф Умар поднялся, чтобы обратиться к собравшимся, выдающийся сподвижник пророка Мухаммада (мир ему) перс Салман прервал его, сказав, что он не будет «ни слушать, ни повиноваться», если халиф не объяснит, как получается, что Умар носит одежду, сделанную из двух кусков ткани, в то время как другим он единолично выделил только по одному куску.
Умар посоветовал ему успокоиться, затем позвал своего сына Абдуллаха. С первого раза тот не отозвался. Умар позвал снова: «О, Абдуллах, сын Умара!» На этот раз Абдуллах встал. Умар сказал ему: «Скажи им, одежда, которая на мне, чья она?» Абдуллах заверил, что это его одежда, которую он дал отцу на время поносить. Услышав это, Салман сказал: «Продолжай, Предводитель верующих, теперь мы будем слушать тебя».
Получается, что свобода слова в идеале нужна не сама по себе, а в рамках взаимополезного контакта и адекватного реагирования на неё как «верхов», так «низов». Для чего нужна свобода слова, в частности, нам? И опять приведём показательный эпизод уже из жизни современного Дагестана. 4 июня в станице Бороздиновская ЧР, заселённой в основном аварцами, произошла страшная по последствиям этническая зачистка: два человека было убито, сожжено несколько домов, а 11 мужчин до сей поры считаются пропавшими без вести (наиболее вероятно, что их кости и нашли в одном из сожжённых домов). Оставшиеся жители, боясь за собственную жизнь, в спешке перебрались на территорию Дагестана и разбили палаточный городок около Кизляра.
Инцидент впрямь беспрецедентен. Но не менее беспрецедентной оказалась реакция республиканской власти и подконтрольных ей СМИ. В случившейся трагедии оба умудрились заметить действия маловразумительных деструктивных сил: оказывается, по их инициативе бороздиновцы ни с того ни с сего перебрались на дагестанскую землю. Соответственны были и действия чиновничества. Доходило до кощунственного: смертельно напуганных беженцев с помощью силовых структур пытались насильно выдворять на территорию сопредельной республики, им не оказывали медицинскую и прочую помощь. Общество так и осталось бы в неведении о случившемся в Бороздиновской, если бы не журналист «ЧК», который выехал на место, встретился со всеми заинтересованными лицами и дал честный репортаж обо всём.
Получается, что свобода слова имеет как лживую, так и правдивую разновидность. В рамках первой разновидности, – обычно прикрываемой неясным, но удобным «внутренним цензором», – истеблишмент сейчас самозабвенно вводит горцев в мир дезинформации, где царят тишь да благодать. Но определённая (и самая активная) часть населения у нас вменяема, ей, в частности, нужны не басни о ежесекундно растущем ВНП, а правда, какая бы горькая она ни была, которая и поможет республике выйти из того тупика, где она и оказалась благодаря той же власти и тому же официозу. ]§[