«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Священный Коран, перевод смысла аята). Из года в год Рамадан неустанно напоминает о том, что мы – мусульмане. Обязательный пост для многих является единственным выражением отношения к огромному наследию последнего Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – исламу. Хвала Аллаху, ситуация стремительно меняется в лучшую сторону.
Рамадан! Он снова пришёл к нам. Для кого – долгожданный. Для кого – неожиданный. Страницы многих книг заполнены его достоинствами. Среди них: ночь предопределения, которая «лучше тысячи месяцев»; закрытие врат ада, принятие мольб, многократное увеличение вознаграждения за благие дела. Именно в этот месяц был ниспослан Священный Коран…
Все мы читали и слышали об этом много раз. Но лишь немногие обрели от этого пользу.
Рамадан – удивительный месяц. Днём и ночью он наполняет дома теплом, души – искренностью, мечети – прихожанами. Это месяц, в который мы, мусульмане, можем почувствовать себя одной большой семьёй, в который всё вокруг заряжается духом праведности и добра, духом единства и братства, расцветающих в нём подобно цветам весной. В каждый из его дней мы встречаем сотни братьев и сестёр, ищущих довольство Аллаха и получающих от чувства голода лишь удовольствие. Сотни сердец, пропитанных удивительным стремлением накормить бедного, подать просящему, одеть нагого, помочь отчаявшемуся, принять участие в благом и остановить зло.
Рамадан – месяц джихада
В преддверии Рамадана мы часто слышим, как люди интересуются вопросами покаяния, указывающими на готовность к нему. Души многих из тех, кто пренебрегает требованиями ислама в повседневной жизни, сегодня открыты для призыва. Открыты так, как, возможно, не откроются в ближайшие одиннадцать месяцев. Не менее готовыми к тому, чтобы использовать расположенность общества, должны быть и все те, кто несёт сегодня тяжёлый флаг да’ва, который раз в году на один месяц становится гораздо легче. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Всевышний Аллах наставит через вас хотя бы одного человека на путь истинный, это будет лучше для вас, чем всё, над чем восходит и заходит солнце». Частые встречи и активное общение мусульман в мечетях и вне их в дни Рамадана – лучший повод заслужить награду, которая лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём есть.
К сожалению, в умах многих мусульман месяц поста ассоциируется с «оправданной» ленью и непробудным сном. Возомнив себя героями, мы меньше работаем и пренебрегаем учёбой. Убиваем время перед телевизором и разъезжаем по магазинам в поисках составляющих для необычного ужина. Превращая ночь в день, мы лишаем пост смысла, и месяцем души и сердца довольствуется лишь наш желудок.
Не такими были наши предшественники. Не для этого они полгода просили Аллаха позволить им дожить до Рамадана, а потом – ещё полгода – принять их поступки. Священный месяц всегда был месяцем неимоверной активности и энтузиазма. Примечательно, что история ислама изобилует примерами великих сражений и сокрушительных побед, одержанных в Рамадан. Именно такой была битва при Бадре, ставшая концом эпохи унижения и слабости и началом победоносного шествия закона Аллаха, когда мусульмане обратили в бегство более чем втрое превосходящего численностью противника. Об энтузиазм Рамадана разбились и полчища татаромонголов, которые были разгромлены в сражении при АйнДжалут, а также многие другие армии.
Рамадан –
тренировочный лагерь
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, – быть может, вы станете богобоязненными» (Священный Коран, пер. см.). Всевышний Аллах ежегодно испытывает нашу веру в течение одного полного месяца. От того, насколько успешно мы проходим это испытание, во многом зависит весь оставшийся год. Обязательный пост имеет два существенных отличия от остальных столпов поклонения:
1. Пост, в отличие от других актов поклонения, не содержит внешне видимых атрибутов, что определяет его исключительно личный характер. Ничто, кроме веры в Аллаха, не мешает нам принять пищу в отсутствие окружающих. Ничто, кроме богобоязненности, не препятствует глотку воды в знойный день, когда горло пересыхает от жажды. Эта особенность поста играет огромную роль в воспитании веры, развитии силы воли и терпения. Пройдя проверку, мы словно оправдываем оказанное Всевышним Аллахом доверие и поднимаем планку имана.
2. Молитва, как правило, длится всего несколько минут. Закат платится лишь раз в год. Хадж и вовсе совершается только один раз в жизни. Институт поста же тренирует в нас подчинение Аллаху в течение целого месяца, день и ночь, каждый год. Будни Рамадана начинаются уже ночью приёмом пищи перед временем утренней молитвы, после которого еда и питьё становятся запретными до захода солнца. Причём с самого утра исламом предписаны многие желательные акты, имеющие свои временные рамки. В течение всего дня мусульманин воздерживается от определённых действий, после чего прекращает пост строго в определённое время. Затем после нескольких минут передышки, по сути единственных, он спешит на длинные ночные молитвы – таравих.
Каждый год мы, как солдаты в армии, от рассвета до заката ведём в течение месяца дисциплинированную жизнь согласно строгому временному графику. После этого Всевышний Аллах возвращает нас в прежнее русло, и заряд Рамадана распределяется на одиннадцать следующих месяцев, по окончании которых мы вновь возвращаемся в армию. Армию Аллаха!
Пост: один лучше другого
Исламские учёные условно разделили пост мусульман на три категории:
1) отказ от еды, питья и половых отношений;
2) отстранение от всего запретного и нежелательного;
3) пост каждой мыслью, сопровождающийся непрерывным осознанием того, что Всевышний Аллах за нами наблюдает.
Первый пункт собрал почти всех нас. Второй – лишь единицы.
Каждое умышленное действие содержит две составляющие: форму и цель. Причём форма всегда строго подчинена выбранной цели. Целью принятия пищи является утоление голода. Формой – жевание и глотание. Рамадан для многих становится неэффективным и пустым. Мы забыли о цели и довольствуемся сухой формой. Наш пост зачастую подобен человеку, для утоления голода глотающему уголь. Он соблюдает форму, которая не приводит к желаемому результату. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как много тех, кому их пост не приносит ничего, кроме голода». А также: «От того, кто не воздерживается от лжи и присутствия там, где лгут, Всевышний не требует воздержания от еды и питья».
Эти хадисы в той или иной степени актуальны для многих из нас. Мы неправильно понимаем истинный смысл актов поклонения, считая единственной самоцелью их внешнюю форму. Как иначе можно связать фанатичную щепетильность в соблюдении малейших деталей и правил поста и ту раздражительность, грубость, ложь и безразличие к окружающим, что от нас порой исходят?
Обратите внимание на Слова Всевышнего Аллаха (пер. см.): «…быть может, вы станете богобоязненными». Нам не даётся гарантий. Лишь тот, кто проникся сутью поста и стремится осуществить его цель, получает результат. Не даёт никаких гарантий и Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сравнивший пост многих из нас с обычным голоданием. А голод и жажда не есть поклонение – это лишь его форма. Пост – это воздержание исключительно из чувств любви и богобоязненности к Всевышнему Аллаху. Должное наличие этих чувств никогда не позволит того поведения, которое мы наблюдаем среди большинства постящихся. Подобный пост лишь создаёт неудобства нашему желудку.
Заключение
Както одного из великих учёных Золотого века ислама Абдуллаха ибн альМубарака спросили: «Кто был более достойным: Муавия ибн Абу Суфьян или Умар ибн АбдульАзиз?» На что он ответил: «Пыль, которой дышал Муавия рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), лучше, чем все дела Умара ибн АбдульАзиза».
Мы знаем, кем был Умар. Человеком, который за свои заслуги был прозван пятым праведным халифом. Человеком, воплотившим в жизнь многие заветы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поднявшим Халифат до небывалых высот. Человеком, который, будучи правителем самого мощного государства в мире, настолько боялся взять из казны лишний дирхам (копейку), что порой, мучимый голодом, не находил у себя дома ничего из еды. Человеком, который, умирая, советовал своему убийце, как лучше скрыться от тех, кто его за это накажет. Каковы же тогда были сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…
А кто мы?
Со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прошло четырнадцать столетий. Много судеб повидала земля. Много тех, кто был достойнее всех нас, вместе взятых. Но сегодня их нет. И знаете, о чём они все мечтают? О том Рамадане, в котором, если пожелает Аллах, мы скоро проснёмся.
Этот месяц закончится – и начнутся другие. Мы беспечны сегодня и будем ещё более беспечны потом. Всевышний Аллах подарил нам Рамадан, многократно увеличив награду за наши поступки, чтобы мы стряхнули с себя пыль, накопленную за год. Но нам нет до этого дела. К следующему Рамадану слой будет уже двойным. Если мы доживём. А если нет, то не будет у нас больше Рамадана. Останется только пыль. С ней мы и встретим Аллаха. И это будет не та встреча, о которой мы мечтали. Жаль, что лишь мечтали. Да улучшит нас Аллах!
- 3 просмотра