[ Сунна и бид’а ]

Сегодня мы завершаем цикл статей, посвящённых теме единобожия и многобожия, сунны и бид`а, изложенной в фатве шейха Сулеймана ибн Сахмана из 16-томного сборника трудов мусульманских учёных «Драгоценные жемчужины». Однако эта животрепещущая и всеохватная тема остаётся открытой для всех, кто хочет высказаться по ней, кому Всевышний внушил любовь к Своей религии и её основополагающим принципам. Мы же со своей стороны в ближайших номерах предложим вниманию читателей один из аспектов соблюдения единобожия, а именно тавассуль (поиск близости к Аллаху). Надеемся и впредь возвращаться к свидетельству «ля иляха илля-Ллах», ибо оно объемлет весь ислам и все стороны жизни человека. Какой бы вопрос мы ни поднимали и какую бы проблему ни решали, мы будем находиться в рамках этого свидетельства и отражать ту или иную его сферу.

Религия совершенна
 
Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, усовершенствовал для нас нашу религию, а Его посланник (с.а.с.) довёл её (до нас) в полном объёме, и никому из людей не позволено вносить в религию Аллаха то, чего в ней нет. Никому не позволено добавлять к ней что­либо после того, как её усовершенствовал Аллах. Всевышний сказал:«Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию и завершил для вас Мою милость; и одобрил для вас в качестве религии ислам» («Трапеза», 3). Пророк (с.а.с.) сказал: «Я оставил вас на ясном пути (букв. «на большой освещённой дороге»), ночь на котором подобна дню, собьётся с него после меня лишь тот, кто устремился к погибели». Он (с.а.с.) также сказал: «Вы держитесь за мою Сунну и Сунну праведных халифов после меня, которые будут на верном пути. Следуйте ей и держитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь нововведений (в религии), ибо всякое нововведение – ересь, а всякая ересь – заблуждение». Посланник Аллаха также сказал: «Я не оставил без разъяснения ничего из того, что приблизит вас к раю и отдалит от адского огня». Он (с.а.с.) также сказал: «Кто привнесёт в это наше дело (то есть в эту нашу религию) то, что к нему не относится, это будет отвергнуто» (аль­Бухари и Муслим). В другой версии этого хадиса говорится: «(Если) кто­либо совершит какое­либо дело, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто». Один из сподвижников Пророка (с.а.с.) по имени Абу Зарр аль­Гъифари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха покинул этот мир, не оставив для нас без разъяснения даже полёт птицы и знание о двух её крыльях». В Сахихе Муслима приводится хадис, в котором рассказывается о том, что некоторые многобожники сказали Салману аль­Фариси (да будет доволен им Аллах): «Неужели ваш пророк научил вас всему и даже тому, как следует справлять нужду?» Он ответил: «Да».
После того, как ты усвоил и уяснил изложенные выше доводы, ты должен понять, что каждый мусульманин обязан следовать пути, указанному Пророком (с.а.с.), а не изобретать от себя что­либо и вводить новшества (в религию Аллаха). Как сказал один верующий, «лучшее дело – это следование по пути праведных предшественников, а наихудшее – изобретение и введение новшеств (в религию)». Пророк (с.а.с.) предостерегал своих сподвижников от ереси и всякого рода нововведений. Он повелевал им следовать за ним, ибо в этом заключается спасение ото всех бед и несчастий. Он также запрещал им проявлять чрезмерность в религии и следовать иным путём, отличным от пути правоверных. Пророк (с.а.с.) сказал: «Избегайте чрезмерности в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». Имеются также и другие хадисы с подобного рода содержанием.
 
Держитесь Сунны
 
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане – на 72 группы, а эта умма разделится на 73 группы, – все они окажутся в Огне, кроме одной». Его спросили: «А что это за группа, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, кто будет придерживаться того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники».
И тому, кто желает для себя блага и ищет спасения для своей души, необходимо придерживаться Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, твёрдо следовать тому, чему следовали сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.), потому что они являются образцом для подражания и с них нужно брать пример. Нет добра и блага, в котором они не опередили бы нас.  
Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если кто­либо из вас хочет брать с кого­то пример, то пусть берёт его с тех, кто уже умер (имеются в виду сподвижники Пророка (с.а.с.), ибо живой подвержен искушению, а те – сподвижники пророка Мухаммада (с.а.с.) – были самыми благочестивыми в этой умме, их сердца были самыми чистыми, знания – самыми глубокими, а поведение было самым естественным. Они были поколением, которое Аллах избрал в качестве сподвижников для Своего Пророка (с.а.с.), а также для распространения Своей религии. Поэтому берите с них пример и проявляйте к ним почтение, поистине они были на прямом пути».
 
Один хадис
 
Имам Мухаммад ибн Вадах в книге «Нововведения и их запрещение» приводит следующий хадис: «Нам рассказал аль­Хакам ибн аль­Мубарак со слов Умара ибн Яхъи, который сказал: «Мой отец слышал, как его отец рассказывал: «Однажды, перед утренним намазом, мы сидели возле двери Абдуллы ибн Мас`уда и ждали его, чтобы вместе с ним отправиться в мечеть. К нам подошёл Абу Муса аль Аша`ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абду­р­Рахман (то есть Абдулла ибн Мас`уд)?» Мы ответили: «Нет». Тогда он уселся вместе с нами, пока тот не вышел из дома. Когда же он появился, мы все поднялись ему навстречу и Абу Муса аль Аша`ари сказал: «О Абу Абдур­р­Рахман, только что в мечети я видел то, что не понравилось мне, но – хвала Аллаху! – я видел там только благое». Ибн Мас`уд спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Поживёшь – увидишь. Я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании намаза, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке сидел человек, который говорил: «Произнесите 100 раз слова «Аллаху Акбар» (Аллах Велик)» – и они произносят их по 100 раз. Затем он говорит: «Произнесите 100 раз слова «Ля иляха илля­Ллах» (нет божества, кроме Аллаха)» – и они по 100 раз повторяют эти слова. После чего он говорит: «Произнесите 100 раз слова «Субхана­Ллах» (Свят Аллах!)» – и они по 100 раз произносят и это». Тогда ибн Мас`уд спросил: «И что же ты сказал им?» Абу Муса ответил: «Ничего. Я решил дождаться твоего мнения и решения». Ибн Мас`уд спросил: «Почему же ты не велел им считать свои дурные дела и не поручился за то, что ни одно из их благодеяний не пропадёт и без этого?» Затем он направился в мечеть, а вместе с ним направились и мы. Придя туда, он подошёл к одному из таких кружков, встал над ним и спросил находившихся в нём людей: «Что вы делаете?» Они ответили: «О Абу Абду­р­Рахман, с помощью камешек мы считаем (сколько раз произнесли) слова «Аллаху Акбар», «Ля иляха илля­Ллах», «Субхана­Ллах» и «Алхамду ли­Ллах». На что он сказал: «Считайте свои дурные дела, а я ручаюсь, что ни одно из ваших благодеяний не пропадёт. Горе вам, о умма Мухаммада (с.а.с.), как скоро вы устремились к погибели! Его многочисленные сподвижники ещё живы, его одежда ещё не обветшала и его посуда ещё не разбилась. Вы же – клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! – либо исповедуете религию более верную, чем религия Мухаммада (с.а.с.), либо открыли врата к заблуждению». В ответ эти люди сказали: “Клянёмся Аллахом, о Абу Абду­р­Рахман, мы желали только благого». Он сказал: «Сколько же желающих блага не достигают его! Поистине Посланник Аллаха (с.а.с.) предупреждал нас, что «появятся люди, которые (красиво) будут читать Коран, но он не поднимется выше их ключиц». Клянусь Аллахом, я не знаю, быть может, большинство вас из их числа?“» Затем он отвернулся от них и ушёл. Амр ибн Салама сказал: «Мы видели, как большинство из них в день битвы при Нахраване сражались (против сподвижников) на стороне хариджитов».
Обратите внимание, каким оказалось их положение. И это было положение тех, кто возвеличивал, восхвалял и восславлял Аллаха, и вместе с тем они открыли дверь, ведущую к заблуждению, потому что делали то, чего не делал Посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники. Это привело их к чрезмерности в религии, переходу за границы (дозволенного) и отступлению от ислама, и большинство из них сражались против сподвижников Пророка (с.а.с.) вместе с хариджитами в день битвы при Нахраване.
 
Заключение
 
После того как ты уяснил то, о чём говорится выше, тебе следует знать, что в последнее время появились люди, проявляющие чрезмерность в некоторых религиозных вопросах и шариатских указаниях, переходящие границы дозволенного. Каждый мусульманин обязан пресекать подобные явления, разъяснять их ошибочность и недопустимость нововведений (бид`а) в религии, ибо они совершают это без какого­либо доказательства, довода и разъяснения, вытекающих из Корана и Сунны. Об этом не говорил (и этого не совершал) ни один из четырёх имамов, а ведь они являются (для нас) указателями верного пути и светильниками во тьме. Они – образец для подражания, и с них необходимо брать пример в разъяснении основ религии и в вынесении (правовых) решений.
И в заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!  
Номер газеты