Мы продолжаем расследование трагических событий в Нальчике 13 октября 2005 года, когда полторы сотни местных жителей, называвших себя последователями чистого ислама, с оружием в руках атаковали силовые структуры. 92 нападавших были убиты и 65 арестованы, после чего в республике восстановилось внешнее спокойствие. Мечети, в которых молились братья из кабардино-балкарского джамаата, закрыты, тела погибших по-прежнему не выдают родственникам.
В предыдущем материале мы писали, что Шамиль Басаев, который руководил нападением с горы Малая Кизиловка, покинул Нальчик, так и не выдвинув свой отряд на помощь гибнущим кабардинцам. И Анзор Астемиров, один из руководителей джамаата, осуществлявший тактическое руководство операцией, ушёл из города вместе с ним. Два других духовных лидера, Муса Мукожев и Расул Кудаев, исчезли из республики задолго до атаки. Сегодня джамаат остался без руководства, а к горечи понесённых потерь добавилась обида на Басаева и Астемирова.
Община последователей «истинного» ислама полуразгромлена, но не уничтожена, и ясно, что такая ситуация не может длиться вечно. Возникает вопрос: в какую сторону пойдут оставшиеся члены джамаата, какие формы сопротивления изберут те, кто не смирился? Вариантов немного: уход в политическую оппозицию или продолжение джихада путём диверсионной войны, как в Дагестане. Есть ещё и третий путь, самый крайний – участие в глобальном джихаде. Слабое звено
У молодых мусульман уже был шанс стать политической силой, но они им не воспользовались. Прежний президент КБР Валерий Коков, правивший с 1992 года, давил всякую оппозицию. Как во многих других кавказских республиках, в начале 90-х оппозиция в Кабардино-Балкарии выросла на дрожжах национализма. Придя к власти, Коков сразу разгромил национальное движение, считая его главной угрозой своему режиму. При этом он недооценил опасность с другого фланга – со стороны оппозиции духовной.
Молодые люди, направленные в начале 90-х на учёбу в арабские страны местным Духовным управлением мусульман (ДУМ), вернулись ярыми противниками своих прежних наставников. Постепенно превращаясь во всё более серьёзную силу, молодые мусульмане оставались вещью в себе, и политическая оппозиция Кокову их волновала в последнюю очередь.
Однако джамаат обладал собственным пониманием того, как надо вести борьбу в республике, и молодые мусульмане взяли в руки оружие. Ключевую роль в переводе джамаата на военные рельсы сыграл второй человек в общине – Анзор Астемиров. Род Астемировых считается в республике аристократическим: кабардинское село Верхний Акбаш раньше называлось Астемирово. Кроме того, отец Анзора всю жизнь интересовался исламом, и мальчик с детства читал Коран на арабском, учился в Саудовской Аравии. Поэтому претензии у парня были большие, но ему постоянно приходилось держаться на вторых ролях: джамаат КБР возглавлял Муса Мукожев, а в Институте исламских исследований ему досталась только должность заместителя директора.
Он оказался тем самым слабым звеном, которое вычислил и использовал Басаев. В январе 2005 года после гибели лидера джамаата «Ярмук» Муслима Атаева Астемиров взял себе его исламское имя – Сейфуллах. Вместе с новым именем он получил возможность удовлетворить свои амбиции: Басаев назначил его эмиром кабардино-балкарского сектора Кавказского фронта ЧРИ.
Нападение на Нальчик планировал не «Ярмук», а Басаев, его заместитель ингуш Иллес Горчханов и потомок кабардинского дворянского рода Анзор Астемиров. Сегодня джамаат ищет, куда податься. Политическая оппозиция и раньше не привлекала этих людей, а после нападения дорога в политику вообще закрыта. Путь, по которому призывает пойти Астемиров, – вести диверсионную войну в республике, – судя по всему, большинство не привлекает. Весной это понял и сам Астемиров. На «Кавказцентре» стали появляться одно за другим письма Сейфуллаха (три только за май), в которых он упрекает кабардинцев в бездействии, преступном для мусульманина. Эти призывы пока не слишком успешны. За восемь месяцев после 13 октября в республике не было ни одного теракта, а все схроны, которые находят спецслужбы, были сделаны ещё до нападения. Однако сам по себе джамаат остаётся достаточно серьёзной силой. Во враждебном окружении
Последние годы джамаат Кабардино-Балкарии находился в конфликте не только с Духовным управлением мусульман республики, но и с традиционными мусульманами, всё больше превращаясь в замкнутую группу единомышленников. Отторжение происходило постепенно, как, например, в посёлке Залукокоаже, расположенном в 60 км от Нальчика, 14 жителей которого приняли у]§[
- 1 просмотр