12 декабря в агентстве «Медиафакт» прошло первое заседание общественной организации «Мир и согласие». Главной темой была подготовка к Съезду народов Дагестана. На повестке дня стояли: структура «Мира и согласия», обсуждение тезисов для доклада и выборы делегата на предстоящий Съезд.
Это была самая интересная встреча общественников за последнее время.
Конференц-зал, где проходило заседание, был уже переполнен, но люди продолжали приходить. И все – неоднозначные, известные, неординарные личности. Несмотря на то, что организаторами не предусматривалось особого регламента – участники рассаживались «кому как удобно», – сложилось два относительных полюса: по одну – ярко освещённую сторону, – сели официальные лица, в их числе ведущие встречи – представитель религиозного движения «Ахлсунна-ваДжамаа» Аббас Кебедов и председатель союза общественных объединений РД «Отечество» Сулайман Уладиев. Здесь же депутат Народного Собрания, член партии Патриотов России Ахмед Азизов, председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев, главный редактор «Черновика» Надира Исаева, Сопредседатель ДРОО «Правозащита» Гюльнара Рустамова и поэт Адалло, но в мягко освещённой и более неформальной глубине зала. Дальше сидел адвокат Зияудин Увайсов, преподаватель ДГУ, кандидат философских наук, Зухум Зухумов, отец погибшей в московском метро Марьям Шариповой Расул Магомедов и многие другие. Такая же биполярность наблюдалась и в дискуссиях участников заседания.
Азизов заявил о необходимости выдвинуть членов общественной организации в депутаты Народного Собрания на предстоящих выборах от партии «Патриоты России». Уладиев исключил себя из потенциальных кандидатов. Ему возразил Увайсов – по его мнению, депутаты НС невлиятельны и ровным счётом ничего не решают. Тогда Уладиев уточнил, что мандат нужен скорее как площадка, приковывающая внимание СМИ и общественности.
Следующим слово взял Кебедов. Его главной мыслью были права мусульман, гарантированные конституциями РФ и РД. Кебедов апеллировал к тому, что основные законы страны и республики игнорируются, не исполняются или просто не работают.Аббас Кебедов – фигура, несомненно, харизматичная, однако является таковым в более популярном смысле, олицетворяя собой современную исламскую интеллигенцию для масс. Поэтому, с поправкой на не глубокие исламские знания общества, он может стать проводником между властью и молодым поколением салафитов, чьё негодование по поводу сложившейся ситуации пока ещё нивелируется родительскими и другими традиционными взглядами, а также СМИ.
Исалмагомед Набиев в свою очередь говорил о проблеме в более узком смысле. Главное, на его взгляд – свобода слова, вероисповедания и религиозного призыва. Если гражданам предоставят свободно проповедовать свои веро-убеждения, то конфликт теоретически будет исчерпан.
В дискуссию с ним вступил Расул Магомедов. В качестве решения конфликта он предложил договор между «лесными» и официальным руководством. Он напомнил, что в истории ислама имеются прецеденты, когда подобный договор заключался между мусульманами и немусульманами.
Адалло был немногословен, больше слушал. Он вспомнил о чеченских событиях, когда в кабинете Джохара Дудаева собрались сепаратистские лидеры, «кричали, спорили, требовали установить шариат. Дудаев молча выслушал все требования. Когда они закончили, Дудаев сказал: «Да, я согласен, мы установим шариат. Мы за исламское государство. Но где столько мусульман найти?».
Этим примером Адалло обозначил несостоятельность самого дагестанского общества к самоуправляемому шариатскому государству.
Своё видение повестки созданной организации предложила Надира Исаева:
1. Необходимо поднять вопрос обоснованности запрета исламской литературы.
2. Выдвинуть в рамках института общественных наблюдательных комиссий отдельного представителя, который мог бы следить за соблюдением прав мусульман в тюрьмах других российских регионов, где они зачастую и нарушаются.
3. Исследовать правомерность так называемых «списков неблагонадёжных».
Номер газеты