[ Будущее России в исламе ]

В Дагестан в начале недели приехал Гейдар Джемаль – председатель неправительственной организации «Исламский комитет», известный политолог, один из основоположников ренессанса Ислама в России в начале 1990-х годов. Джемаль приехал в Дагестан для презентации своей новой книги «Освобождение ислама» и заодно выступил перед журналистами и общественностью. В Хасавюрте специально для «ЧК» он ответил на несколько наших вопросов. – Начнём с недавних событий в Дербентской Джума-мечети. Что там, на ваш взгляд, произошло? – Всюду, где клерикалы, всюду фитна (смута). Попы дерутся, это их особенность. Другое дело, что наличие попов – это вещь чуждая исламу. То, что происходит в Дербенте, – это позор. Я считаю, что это наглядное свидетельство тех издержек, к которым ведёт подражание чуждым религиозным практикам, в том числе создание особой отдельной касты духовенства, которая разделяет мусульман. Они даже на мелком уровне устраивают драки за минбар. Такие же вещи, свидетелем которых я был, происходили и в Москве, когда ОМОН «гасил» одну общину по заказу другой общины. Вот до чего доходило. Это чисто поповские штучки. – А вот недавние события в Андижане. «Сколько там было ислама», и чем всё это обернётся для России? – Да, там были мусульмане. Среди погибших были стойкие, хорошие мусульмане. Они стали шахидами, иншааллаh. Но большинство были случайные люди, женщины, старики. И Каримов – это кровавый убийца, который, конечно же, должен ответить по всей строгости справедливого закона. А то, что это ему подстроили американцы, у меня не вызывает сомнения. Это был просто сигнал узбекским спецслужбам и силовикам, чтобы те из них, которые находятся на подкормке у американцев, просто превысили полномочия, а народ ответил. А потом всё пошло по нарастающей. А вот первый, кто всё это запустил, – силовик, который стал преследовать автора книги «Путь к вере» Акрама Юлдашева.

В результате всего происшедшего Каримов будет восприниматься как совершенно нелегитимная фигура, а придёт на замену ему человек, настроенный жёстко антироссийски, как и в случае с другими цветными революциями. Таким образом, Россия окружается враждебными ей странами.

Это преддверие планируемого США и уже активно обсуждаемого в западных СМИ развала России. Сразу после 9 мая из Москвы Буш поехал в Грузию. Там он говорит: «Если Михаил Саакашвили позвонит мне посреди ночи и попросит помощи у меня – я её окажу». А против кого она будет оказана? Конечно, против России. А если посреди ночи ему позвонит, к примеру, Муртаза Рахимов, как вы думаете, окажет Буш ему помощь или нет? Ведь в начале 90-х годов тот же Эдуард Россель на полном серьёзе хотел у себя в Свердловской области построить Уральскую республику. Это ключ к развалу России.

– Совпадают ли интересы ислама и России на Кавказе, в частности, в Дагестане?

– У России сегодня нет никаких интересов. Политический класс России не руководствуется интересами страны.

– Их интересы узкокорпоративны?

– Да. Мы же не можем придумывать за Россию её приоритеты. А вот когда ситуация изменится, тогда мы активно будем формулировать их. Интересы России и мира на Кавказе должны формулировать кавказцы.

– Чеченский кризис, другие конфликты, исчезновения людей в Дагестане, происходящие в последнее время, – это какая-то «самодеятельность» отдельных спецслужб, политика, идущая с самых верхов, или что-то другое?

– Это всё инсценировано верхами.

– Каково будущее ислама в России?

– Если Россия будет – в ней будет ислам. Если России не будет – это будет более серьёзная проблемная ситуация, потому что потеряется огромный потенциал, ресурсы. Неизвестно, кем они будут контролироваться. Потенциал, конечно, будет выбит с территории России, потому что первыми заложниками распада России станет кавказская диаспора. Я хочу, чтобы кавказская диаспора это поняла и уже сейчас объединилась.

– Касаясь вопроса об упадке исламской цивилизации в Средние века, вы выделили как основную причину закрытие ворот иджтихада, то есть толкования Корана и сунны. Хотелось бы, чтобы вы прояснили этот момент.

– Я считаю, что сегодня потенциал западноевропейской философии полностью исчерпан. Но при этом на Западе не сумели создать подлинную теологию. Были какие-то попытки сформулировать её, но у них ничего не вышло по одной причине – теология может быть только монотеистической, а в христианстве, во-первых, не существует монотеистической традиции, там существует традиция зороастризма и манихейства, как, к примеру, триединство сущности бога. На этой платформе нельзя сформулировать теологию. Их философия уже исчерпана. Ресурсы философии больше не могут влиять на создание и проектирование новых знаний. Тем не менее, такие способности есть, они имеются у теологии… Короче говоря, теология является сегодня ключом ко всем наукам. Но не та теология, которая была когда-то, а новая теология.

– Исламская теология?

– Да. Новая исламская теология. ]§[

Номер газеты