(Окончание. Начало в № 12) Нестыковка Весь этот расклад был бы замечателен, кабы не одно очень существенное обстоятельство. Светскому и исламскому Дагестанам будет трудно ужиться в границах одной республики. Светские дагестанцы настроены очень решительно — «Дагестан будет светским!» Это положение уже закреплено в Республиканской и Федеральной Конституциях, светская «группировка» уже находится у власти и диктует свою волю оставшимся группам населения. Более того, за спиной светского режима стоит авторитет, экономическая мощь и политическое влияние светского Запада.
При этом надо признать, что светская Конституция декларирует свободу совести, не запрещает верующим дагестанцам придерживаться заповедей религии, исполнять предписанные Всевышним обязательства, разрешает и даже помогает в строительстве мечетей и исламских учебных заведений. Однако, как оказывается, ислам не ограничивается намазами, постами и мечетями. Ислам содержит в себе принципы выстраивания экономических и социальных отношений, организации политической власти и судебной системы. Ислам претендует на то, чтобы реализоваться полностью.
Эти положения и претензии ислама закреплены в Коране и Сунне, а следовательно, они не будут давать спокойно спать мусульманам Дагестана до тех пор, пока не будут реализованы на практике. «Дагестан будет исламским!» — этот лозунг звучит не только из уст радикальных мусульман, предлагающих перейти на нормы шариата немедленно, но и из уст мусульман, лояльных к сегодняшней власти, и временно допускающих «половинчатое» применение норм шариата. За спиной мусульман Дагестана тысячелетняя история и духовное наследие, а также мощнейший возрожденческий потенциал «нового» ислама, который, несмотря на нарастающую идеологическую и военно-политическую экспансию Запада, постепенно отвоевывает у него позиции и все громче заявляет о себе как о новой, альтернативной силе в глобальном масштабе.
Эта нестыковка двух Дагестанов грозит нам тем, что при развитии сценария жесткого столкновения западного и исламского миров, наша республика окажется просто разорванной пополам и ввергнутой в пучину гражданской войны. Ведь учится тот же светский Запад мирно уживаться со своими мусульманами, позволяя им в своей жизни руководствоваться исламскими положениями, позволяет им создавать свои маленькие мусульманские общины, идет им навстречу в правовом и политическом поле. За это европейские мусульмане платят государству взаимностью.
А над нами почему-то постоянно висит угроза гражданской войны. Видно, взрослеть нам надо скорее. Не дуться друг на друга, не кричать, не набивать друг другу синяки и ссадины, а учиться разговаривать друг с другом, искать способы и модели мирного уживания в пределах одной республики. Потому что, несмотря на временное раздвоение, Дагестан у нас все же один. ]§[