С детства меня мучили два вопроса — кто такие буржуи? и что такое буржуинство? Было только известно, что это что-то нехорошее. И ныне вспоминается школьное: «Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем. Мировой пожар в крови, господи благослови!»
Потом в вузе успешно учились критиковать буржуазное общество, буржуазную философию, буржуазную культуру, буржуазную литературу и т.д. В общем, настроение было боевое: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»
День последний пришел. Но не буржуев. Правда, кто они такие — все еще было неизвестно. Но с крахом коммунизма, казалось, этот вопрос должен был проясниться. Ничего подобного.
Крах коммунизма оказался только экономическим, а не идеологическим… То, что голод — следствие ненормальной экономики, можно понять через живот, поэтому — поняли сразу. А то, что ненормальная экономика — следствие ненормальной идеологии, можно понять только через голову, и поэтому еще не поняли. Товарищи все еще в почете, а на буржуев смотрят как…
И я решил, наконец, разобраться. Так как слово «буржуй» — иностранное, откроем словарь иностранных слов. Читаем:
Буржуа [фр. bourgeois] — в Западной Европе в эпоху феодализма — горожанин, представитель среднего сословия, бюргер.
Бюргер [нем. burger] — 1) в средние века — горожанин в странах Западной Европы; 2) горожанин, городской житель.
Буржуазия [фр. bourgeoisie] — в Западной Европе в средние века — жители города, горожане.
В советских справочниках, обязательно добавляли, что современный буржуа — представитель класса буржуазии, существующий за счет эксплуатации рабочих. Но эксплуатация — это принудительный труд. В буржуазном обществе его нет. В советском обществе труд в основном был принудительным, эксплуатация была чудовищная, но в СССР буржуев не было.
С другой стороны, получается, что города и горожане были только в Западной Европе и только в средние века… А в Восточной Европе городов и горожан разве не было? Не было. Единственные города на территории древней Руси — Псков и Новгород — просуществовали недолго. Московский князь Иван III в конце XV века покорил их, и на этом история русских городов заканчивается. Все, что строили позже, все псевдогорода со всем их населением были собственностью российских царей и коммунистических генсеков.
Граждане — владельцы собственности, защищаемой государственной властью — появились только 500 лет спустя.
Итак, ограда — град — город — огражденный — горожанин — гражданин.
Буржуй — житель города, горожанин. Но не просто горожанин, а житель города, владеющий собственностью, т.е. гражданин. Гражданин — владелец собственности, которая защищена организованной силой, вначале — города, позже — государства, избираемого самими гражданами. Гражданское общество — общество, состоящее из граждан, сформулировавших и принявших общие правила жизни — Основной закон (Конституцию).
Первые города-государства — полисы — появились еще в античном мире. Отсюда название стражей, избранных гражданами для защиты порядка и собственности в городах, — полисмен. По-русски — это тот же городовой. Кстати, граждан, уклоняющихся от участия в решении общегражданских дел, в городах-государствах называли идиотами.
Города появились относительно недавно и ознаменовали начало распада родоплеменных отношений. В средние века говорили, что «городской воздух делает свободным». В самом деле, были законы, по которым, если беглый крепостной смог пробраться в город и прожить там один год и один день, он получал свободу.
Вернемся в несчастный XX век. Основной лозунг всех социалистических революций — смерть буржуям! — т.е. горожанам. Красные кхмеры в Кампучии во главе с Пол-Потом и Йенг-Сари, вооруженные идеей Ленина–Мао, провели последний в XX веке эксперимент по построению коммунизма. Из девяти миллионов жителей было убито (забито мотыгами) более трех миллионов. В основном — горожан. Оставшиеся в живых горожане были переселены в сельскую местность. Деньги и торговля были упразднены. Города опустели. Все и всех уравняли. На всю страну чудом в живых остались только один учитель и один музыкант…
Но не надо забывать, что первым этот эксперимент был проведен в России. И результат был не менее плачевным.
Сегодня после целого века борьбы с буржуазным обществом решили строить гражданское общество. Но «гражданское общество» и «буржуазное общество» — это одно и то же, только на разных языках. Это то же, что «народовластие» и «демократия», что по-русски, что по-древнегречески — смысл один и тот же. Но народ наш неграмотен, и есть возможность поводить его за нос. «Долой демократию! Да здравствует народовластие!» «Буржуазное общество не для нас, мы будем строить гражданское общество!»
Город, гражданское общество признает и организованно защищает собственность независимо от того, кому она принадлежит. В городе законы носят формальный характер, и поэтому не важно, какого ты рода-племени, цвета кожи или вероисповедания. Поэтому здесь процветает торговля, т.е. чужая собственность может быть только объектом обмена, торговли. То же и в гражданском обществе.
Село, сельская община защищает только собственность своих сельчан (своего рода, своего племени, единоверцев). Собственность чужих — это потенциальная добыча, объект для разбоя и грабежа. Чужак в селе — всегда чужак и человек без прав. И если в селе не найдется тот, кто называется его «кунаком», то горе чужаку. К тому же «горские демократии» предписывали, как должен себя вести член этой «демократии». А там, где есть предписания, там нет и не может быть свободы.
Призывы к возврату в Дагестане к «сельским общинам», «джамаатам», «горским демократиям», «вольным обществам» и т.д. — это призыв к откату в родоплеменной мир. Но экономическая составляющая этого мира может прокормить только четвертую часть населения современного Дагестана. Если дагестанцы согласны пожертвовать ради осуществления этой идеи каждыми тремя своими близкими из четырех или существовать на подачки более развитых соседей, то — пожалуйста.
Восточные деспотии, каких бы громадных размеров они ни достигали, — это всегда большое село.
Буржуазные страны — это всегда большой город.
Гражданское (буржуазное) общество делает человека свободным, потому что обеспечивает защиту его собственности и свободу его экономической деятельности. Здесь каждый может рассчитывать на свои силы, талант, трудолюбие. Здесь каждый осуществляет свой план, свою мечту. От избранного ими госаппарата граждане требуют исполнения Основного закона (Конституции), который сами граждане и принимают.
В социалистическо-коммунистическом (общаковом), племенном, родовом, сельском обществах все подчинено осуществлению идей глав родов, вождей, великих ханов и генеральных секретарей. Здесь вожди требуют от своих подданных исполнения их (вождей) воли.
Россия сегодня опять сворачивает на путь строительства «социального» (т.е. социалистического, коммунистического) государства — режима, в котором общество подчинено интересам государства (госаппарата). Высшие чиновники государства заявляют, что это они будут решать вопросы «справедливого» распределения общих богатств и определять приоритеты общественного развития. Заявляют точно так же, как это прежде заявляли главы родов, вожди племен, цари и генсеки КПСС. ]§[
- 100 просмотров